Театр Веры Мухиной: Неизвестные страницы творчества скульптора

 

Московский музей современного искусства


Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Гуманитарный проект Ивана Полякова
Фонд культурного просвещения «Стиль Победы»
Московский музей современного искусства

Театр Веры Мухиной:
Неизвестные страницы творчества скульптора
.

Дата проведения: 24 октября — 2 декабря 2012 года
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25

Куратор: Георгий Коваленко

В достаточно изученном и не раз экспонировавшемся искусстве Веры Мухиной (1889–1953) до сегодняшнего дня остаются практически неизвестными ее работы для театра. Выставка театральных работ Веры Мухиной в Московском музее современного искусства представит совершенно новую грань творчества известнейшего скульптора-монументалиста. В состав экспозиции выставки включена графика, рисунки, скульптуры, эскизы костюмов и разработки сценического оформления для спектаклей «Роза и Крест» А. Блока, «Ужин шуток» Сэма Бенелли, «Электра» Софокла и балета «Наль и Дамаянти», а также архивные фотографии и видео. Произведения, большинство из которых ранее не выставлялись, собраны из коллекций крупнейших российских музеев.

Куратор выставки — Георгий Коваленко, доктор искусствоведения, действительный член РАХ, заведующий отделом русского искусства XX века НИИ РАХ и главный научный сотрудник Государственного института искусствознания. В 2010 году Георгий Коваленко был куратором масштабной ретроспективной выставки Александры Экстер в Московском музее современного искусства.
Архитектором экспозиции выступит Вячеслав Колейчук — художник, архитектор, теоретик искусства и мастер экспериментального дизайна.

Инициаторами и со-организаторами выставочного проекта выступили Гуманитарный проект Ивана Полякова и Фонд культурного просвещения «Стиль Победы». Гуманитарный проект Ивана Полякова осуществляет поддержку масштабных социокультурных программ, обладающих потенциалом влияния на глобальный культурный контекст. Фонд культурного просвещения «Стиль Победы» занимается изучением и популяризацией отечественного искусства 1930-50-х гг. как художественного феномена мирового значения с чёткими стилевыми характеристиками. Участие Фонда в реализации выставки «Театр Веры Мухиной» обусловлено желанием не только открыть неизвестные страницы творчества автора «Рабочего и колхозницы», но и продемонстрировать объективный подход к изучению советской культуры ХХ столетия, далеко не исчерпывающейся одной пропагандой и «культом личности».

Вера Мухина широко известна как скульптор, мастер декоративного творчества, теоретик искусства, ее творческое наследие во многом стало символом Советской эпохи. Театр жизни Веры Мухиной порой разворачивался очень драматично — ранняя смерть родителей, болезни, сложные операции, ссылка мужа, аресты. Родилась в Риге, росла в купеческой семье, училась в Париже у скульптора Бурделя, после обучения путешествовала по городам Италии, изучая искусство Ренессанса. С тех пор ее увлекла эстетика античности и Итальянского Возрождения, и отчасти именно поэтому она обратилась к разработке декораций и костюмов для спектаклей Камерного театра А.Я. Таирова: драма А. Блока «Роза и Крест», пьеса Сема Бенелли «Ужин шуток» и балет «Наль и Дамаянти» по мотивам индийского эпоса. В период с 1916 по 1917 Вера Мухина сделала эскизы к этим спектаклям, но, к сожалению, по разным причинам они так и не были осуществлены. Для сцены Камерного театра она выполнила декоративный лепной портал по мотивам древнегреческого искусства для спектакля «Фамира-Кифаред» в постановке А.Я.Таирова. В 1944 году, вернувшись к античной тематике, Вера Мухина выполнила театральные декорации для спектакля «Электра» Софокла в Театре имени Евгения Вахтангова.

Между разными направлениями творчества Веры Мухиной существует удивительная взаимосвязь. В скульптуре Вера Мухина умела передать монументальность характера. Это понимание внутреннего мира героя, умение визуально представить динамику движения его тела она смогла привнести и в работу в театре. Многие станковые произведения Веры Мухиной отмечены игровым театральным началом — групповые скульптурные композиции можно рассматривать как театральные мизансцены. Многие нереализованные на театральной сцене идеи находили потом воплощение в скульптуре, декоративном творчестве или дизайне одежды — Мухина много и весьма успешно проектировала современную городскую одежду, ее дизайн отличали выразительная форма, активные декоративные дополнения и использование народного орнамента.

Выставка «Театр Веры Мухиной» в Московском музее современного искусства может стать для поклонников ее искусства истинным откровением: возможно, если бы спектакли 1916 и 1917 года состоялись, вся творческая биография Веры Мухиной могла бы сложиться иначе.

Работы для выставки предоставлены Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской Галереей, Государственным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, Государственным Академическим музеем им. Е. Вахтангова, Киевским национальным музеем русского искусства, Музеем Государственного Академического Большого театра, Российским государственным архивом литературы и искусства.

К выставке готовится каталог. Редактором-составителем каталога и автором статьи о творчестве выступит автор идеи и куратор выставки — Георгий Коваленко. В каталог войдут ранее не опубликованные архивные материалы, театральные эскизы и малоизвестные скульптурные произведения.





версия для печати