Выставка А.Чащинского «Знак – форма духа»

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Выставка открыта: 28.06 – 30.07.2012
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Персональная выставка Анатолия Чащинского приурочена к 70-летию московского живописца-монументалиста. Широкая публика получит возможность познакомиться с мастером, чья необычная творческая манера связана со сложными философскими и духовными исканиями, происходившими в искусстве России последней трети ХХ века. Произведения этого художника созданы в русле концепции «иератического искусства».

Анатолий Дмитриевич Чащинский (род. 1942) принадлежит к поколению, чья молодость выпала на «застойные» годы, что, однако, не помешало стремлению вырваться за рамки стилистики, предписанной доктриной социалистического реализма. Большое влияние на творчество Чащинского оказали личность и художественные открытия легендарной фигуры московского андеграунда – Михаила Шварцмана (1926–1997). А.Чащинский – не просто его ученик, но подлинный соратник: он принимал деятельное участие в разработке «иератической» концепции, а в дальнейшем адаптировал эту концепцию к требованиям современности. Художественное творчество в рамках этого направления неподцензурного искусства второй половины ХХ века представляет собой сложный, комплексный синтез разнообразных направлений в искусстве, от первобытного творчества до модернизма.
Экспозиция в Галерее искусств Зураба Церетели включила более 30 произведений Анатолия Чащинского из собрания автора. Среди этих работ, созданных с конца 1970-х годов по начало 2010-х, выделяются картины «Вечный свидетель», «Парадокс Мёбиуса», «Самодержавие», «Самурай», «Сокровенное в молчании», «Страж бездны», а также два написанных недавно крупноформатных полотна: «Сидящий на троне» и «Смотрящий сверху».

По складу натуры Анатолий Чащинский – человек, склонный к напряженным поискам самого себя, своего творческого пути, а также правды и подлинности в искусстве. В молодости художнику довелось много путешествовать по России и советским республикам: родился он в Душанбе, где семья находилась в эвакуации, с 1946 по 1958 годы жил в Волгограде. В 1958 году поступил в Саратовское, а затем перевелся в Пензенское художественное училище, по окончании которого в 1966 году уехал по распределению на Север, в Коми АССР.  
Серьезную роль в биографии Анатолия Чащинского сыграло знакомство с Михаилом Шварцманом. Произошло оно в 1967 году, а вскоре переросло в тесную дружбу. Вскоре по совету старшего товарища молодой художник решил продолжить образование и поступил на отделение монументальной живописи МВПХУ (ныне - Московская художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова). В «Строгановке», которую Чащинский окончил в 1973 году, его педагогами были В.К.Замков, Г.М.Коржев и Б.В.Иорданский. Однако подлинным своим учителем мастер называет Михаила Матвеевича Шварцмана, который являлся подлинным духовным авторитетом для круга независимых молодых авторов и стоял особняком среди множества художников, преодолевших догмы официального искусства.
В 1974-1980 годах Чащинский активно сотрудничал со Шварцманом – именно в этот период была сформулирована и материализована идея «иератической» живописи. По воспоминаниям художника, суть этой концепции вырабатывалась в атмосфере непрерывных дискуссий, а также в процессе совместного творчества. Такая работа происходила в мастерской у Чащинского в Сокольниках, который пригласил туда Шварцмана, не имевшего собственной мастерской. Когда в 1975 году Мастер решился открыть свою «Школу иератической живописи», именно Чащинскому он поручил набор учеников. Среди множества адептов, поначалу разделивших идеи Мастера, но довольно быстро отпавших от этого направления, Чащинский оставался с ним до конца. Интересно, что, по утверждению одного из создателей иератической живописи, она предполагала «принцип соборности», подобно древнерусской живописи. Иными словами, в рамках этой школы разные авторы могли создавать одну и ту же картину, которую при завершении подписывал, как правило, старший из мастеров.  
Анатолий Чащинский - член Союза художников СССР с 1988 года, в настоящее время состоит в ряде творческих союзов современной России. Участник всесоюзных и всероссийских, а также зарубежных выставок; показал шесть персональных выставок.
Владеющий различными техниками монументально-декоративного искусства (стенная роспись, римская и флорентийская мозаика, витраж, сграффито), Чащинский оформил целый ряд сооружений гражданской и церковной архитектуры. С начала 1990-х расписал около 20 православных храмов в различных регионах России. Художником, в частности, созданы росписи Спасо-Преображенского храма на Песках в Москве, собора Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве, Знаменского кафедрального собора в Кемерове, а также церквей в Белгороде, Губкине, Новокузнецке и других городах.
Произведения А.Чащинского входят в музейные собрания, включая Московский музей современного искусства, Саратовский областной художественный музей имени А.Н.Радищева и Музей современного искусства в Нью-Йрке, а также в частные коллекции как в России, так и за рубежом: в Великобритании, Испании, США, Франции и других странах.   

Ярко декоративный, орнаментальный, на первый взгляд, характер картин Чащинского с их осевой композиционной структурой органично вписывается в рамки «иератической» концепции, оформившейся в 1970-е годы. Творчески переосмысливая метафизические образы средневекового искусства, византийской и древнерусской живописи, искусства Древнего и Дальнего Востока, а также наследие русского авангарда, художники этой школы создавали станковые композиции монументального характера – «иературы». Равно далекие от иконы и светской картины, они были изобретены как знаковые формы для перевода физических образов в понятийные, способные выразить «таинственные законы Вселенной», которые понимались как структурные свойства мироздания, управляемого Божественным промыслом.
В работах Чащинского, сочетающих канонизированные изображения и беспредметные элементы, возникает эффект внутреннего напряжения, духовной насыщенности мира художника. Порой полотна напоминают план лабиринта, но в них отчетливо заметен артистизм линии, отбор деталей конструктивен и лаконичен, а диапазон настроений простирается от лиризма до иронии. Впечатление незыблемости, внушаемое четкой архитектоникой композиционного построения, симметрией, фронтальностью поз, иерархической разномасштабностью фигур, дополняется строгой гармонией колорита. Абстрактные формы служат символами истинной, духовной сущности явлений земного мира.
Многочисленные ученики и последователи по сей день «переводят» на доступный сегодняшнему зрителю язык непростой для восприятия мир «иератур» Шварцмана. В нынешнем году картины Анатолия Чащинского вошли в состав выставки «М.М. Шварцман и его школа» в Государственном Русском музее, где они экспонируются наряду с работами самого Мастера и таких «выпускников», как Валерий Башенин, Никита Медведев, Геннадий Спирин.

Управление информации Российской академии художеств. 






версия для печати