Выставка "Народная Икона"

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


19 июня 2012 в 17.00 часов в залах Российской академии художеств – Галерея искусств Зураба Церетели (ул. Пречистенка, 19) открывается уникальная выставка «Народная икона», на которой представлены экспонаты из музейных и частных собраний. Впервые в России народная икона будет показана в музейном пространстве столь широко. В прошедшем году состоялись две выставки, посвященные народной иконе – в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и в Музейном комплексе села Вятское Ярославской области, вызвавшие, невзирая на их скромные масштабы, огромный интерес у публики и специалистов.
В составе выставки в Москве – около 400 экспонатов более чем из 30 коллекций. Географические координаты проекта простираются от Сибири до Эстонии. Экспонаты предоставили Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, первый в России частный музей «Невьянская икона» Е.В. Ройзмана (Екатеринбург), Музей народного искусства Ольги и Александра Ильиных (Ярославль), Галерея русской иконы (Таллинн), ведущие собиратели искусства и знатоки иконописи – Вячеслав Момот, Сергей Воробьев, Константин Воронин, Анна Анисимова, Светлана Пчельникова, Александр Ренжин, Михаил Чернов, Александр Бойцов, Илья Боровиков, Уго Риццо (Италия) и многие другие.
Культурный пласт, подходящий под определение «народная икона», включает в себя не только традиционные для иконописи произведения живописи на доске, но и изображения на холсте, искусство финифти, меднолитую пластику, вотивные подвески и предметы народного и религиозного быта. Все грани этого уникального явления российской культуры можно будет увидеть в залах на Пречистенке. Кроме того, в экспозицию вошли отдельные провинциальные иконы, которые не относятся к категории собственно народных, но позволяют выявить истоки того или иного направления народного иконописания.
Трудно переоценить общественную и научную значимость проекта, куратором и руководителем которого является доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова, известный исследователь иконописи. По ее словам, «народная икона лишь относительно недавно стала объектом коллекционирования и изучения, поэтому до сих пор не сложилось единого понимания термина, нет определенности в вопросах о времени возникновения этого феномена, о социальной принадлежности и творческом методе мастеров, о взаимоотношении понятий "народное", "самодеятельное", "ремесленное", "профессиональное", "наивное", "примитив". В "деревенских" иконах обычно видели только упрощенный вариант высокого иконописания, не обладающий самостоятельной художественной ценностью. Однако народная икона, вне всякого сомнения, является неотъемлемой частью народного искусства и народной культуры, которые не сводятся к примитивизации культуры и искусства верхних слоев общества. Иконы, созданные бесхитростными "богомазами", играли огромную роль в жизни русского народа, отражая основополагающие представления о святом и прекрасном».
К излюбленным сюжетам народной иконописи относятся несколько типов и изводов богородичных икон, Господь Вседержитель, «Никола Чудотворец», «полницы» (двенадцать праздников с «Воскресением Христовым» в центре), святые-помощники  – Флор и Лавр, Власий, Георгий, Илья Пророк, архангел Михаил, Параскева, – и несколько преподобных. Композиции тяготеют к архаически-симметричным вариантам, обычны «трехрядницы», с фризообразными композициями в три ряда друг над другом, и иконы «в четвертях» (четыре сюжета на одной доске). Формы упрощены, плоскостны, лики пишутся в один или максимум в два тона - коричневый санкирь и один слой более светлого вохрения, с редкими белильными оживками. Фон сохраняет намек на пейзажность, но чрезвычайно условную. Цвет локален, колорит зачастую приглушен. Встречаются, однако, и броские колористические решения – особенно среди икон южнорусских регионов.
Внутри общего явления, называемого народной иконой, выделяются отдельные группы со своими отличительными особенностями. «Расхожие» иконы Палеха и Мстеры стойко сохраняют средневековые черты, в то время как соседний Холуй затронут влиянием барокко. Иконописцы Русского Севера вдохновлялись традициями столичного искусства второй половины XVII в. – «школы Оружейной палаты», в Сибири развивался городской примитив, ориентированный на академические образцы.
Первое место в выставочных залах отведено иконописи Русского Севера, традиционно считающейся одним из самых ярких феноменов народного искусства. В XVIII столетии в народной иконе нашел отражение стиль барокко, породивший много переходных вариантов от «ученой» культуры к низовой. Некоторые произведения подобного плана представлены далее. К ним примыкает большой раздел икон, стилистически ориентированных на «академическое» иконописание XIX в. В отдельные блоки выделены народные иконы владимирских иконописных сел, включая Холуй, южнорусские памятники, иконы Урала и Центральной России. В витринах можно увидеть иконы из небольшого, но очень интересного иконописного центра – Гаврилова Яма Ярославской области. Замыкают экспозицию три неожиданных экспоната: это иконы, созданные, очевидно, в 1960-е-1970-е годы на волне общего увлечения древнерусским искусством. Они также обладают некоторыми стилистическими чертами народного иконописания и показывают, что даже в советское время древние традиции продолжали жить.
Выставка, проходящая в залах Российской академии художеств, является первым масштабным показом русского народного сакрального искусства. Она ярко демонстрирует самобытность, многообразие, эстетические достоинства произведений народной иконописи. Многое еще предстоит изучить и осмыслить, однако уже сейчас очевидно значение народной иконы для исконной русской национальной духовности и культуры.

СМИ о событии:
Известия
ТВ СОЮЗ
Благовест-инфо
Православие и мир
Полит.ру
Русская линия
newsru.com
Факти
Независимая Газета
Нескучный сад ."Народная икона: автопортрет русской души". 20.06.2012.
Видеогалереи КП. "Открылась выставка народной иконы".21.06.2012
Литературная газета. А.Абросимова "Параллельный мир". №31.(6379) (2012-08-01)






версия для печати