Выставка произведений Макса Глухова "Путешествие к чуду

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Классическую в российской культуре тему «маленького человека» затронул молодой художник Макс Глухов. В своем фотографическом проекте он покажет часть обширного цикла снимков, посвященных реалиям современной России. В фокусе – пациенты специнтерната, ненадолго вырванные из его замкнутого мирка-застенка. Вопреки мрачности темы, долгие годы полузапретной, Глухов находит для своего повествования не только критические ракурсы, но и мажорные ноты.

Макс Глухов (род.1975) – уроженец Москвы, выросший в семье художников. В 1992 году окончил Московский художественный лицей, в 1999 - факультет живописи Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова, а в 2003 году – аспирантуру того же института. В 1996 году вступил в Московский союз художников, постоянный участник столичных и региональных выставок. Занимается станковой живописью, в последние 10 лет выступает и как фотохудожник. Среди важнейших выставок с участием М.Глухова – «Двадцать друзей Льва Мелихова» в МГВЗ «Новый Манеж» (2005) и двухчастный проект «Далекое близкое» на Кузнецком мосту (2008-2009).

Разрабатывая в фотоискусстве сложнейшую социальную проблематику, М.Глухов сосредоточился на жизни таких слоев социума, которые были практически табуированы в системе официальной культуры, да и сегодня нечасто попадают в объектив. В своем творчестве Глухов говорит не только о персонажах из определенного контингента, но и о всех россиянах, включая вполне благополучные страты общества. Более того, в его фотосериях иносказательно ставится вопрос о судьбе художника: при условии, что он не ангажирован истеблишментом, в любой стране и эпохе он скорее изгой, в лучшем случае – полубездомный трубадур. Именно потому в руки персонажей выставки «Путешествие к чуду», название которой символично и многозначно, Глухов вложил музыкальные инструменты.

Задумывая выставку, героев которой можно назвать, вслед за Ф.М.Достоевским, «униженными и оскорбленными», Глухов стремился разбить стереотипы и заставить зрителя увидеть свет в конце тоннеля. Своим персонажам – трем обитателям специнтерната – он подарил надежду разорвать замкнутый круг болезни и одиночества. Путешествие, которое художник организовал для героев замысла, становится для них рывком к свободе, к становлению личности, ощущению себя «нормальными». На несколько дней им стала доступна свобода передвижения и радость знакомства с огромным миром. Тому безбрежному пространству, в котором оказываются персонажи, противопоставлен затхлый, строго очерченный мирок лечебно-собесовского заведения: Глухов показывает его фрагментарно, однако с достоверностью и жесткостью обличительного документа. Художник охватил разные категории живущих там людей: это пациенты, страдающие умственными отклонениями и болезнью Дауна, одинокие старики, брошенные родителями подростки из неблагополучных семей. Как ни парадоксально, все эти люди, обычно запертые в четырех стенах за глухим забором, предстают улыбчивыми, открытыми и доверчивыми. Более того, в них неожиданно раскрываются творческие способности, поэтому роль странствующих музыкантов герои проекта «примерили» на себя без видимых усилий и с большой долей естественности.

Работа над фотопроектом, одна из серий которого - «Странствующие» - показана на выставке, длилась 5 лет. Над воплощением замысла трудилась целая команда людей разных профессий, собирая материал в специальных социально-медицинских учреждениях. Несмотря на то, что эти специнтернаты находятся в одной из областей, прилегающих к Московской, для Глухова это – собирательный портрет всей России. Тем не менее, ее разнообразные проблемы, которые воплотились в лицах и судьбах людей, живущих в домах для престарелых и инвалидов, художник показывает так, чтобы избежать бравады и «чернухи». Он не смакует грязные стороны жизни, а, напротив, стремится дать обездоленным шанс. Однако тон художника далек от слогана социальной рекламы «Всё будет хорошо».
Своих трех персонажей, совершенно одиноких, а потому безвыездно проживших на территории специнтерната по 10-20 лет, художник с разрешения его администрации ненадолго вывез «на волю». Поездка на машине дала им возможность оказаться в чистом поле и в калужской деревне, посетить Боровский монастырь. В этих обстоятельствах и были сделаны снимки, представленные в экспозиции в виде 50 крупных фотопринтов на пластике, как черно-белых, так и цветных.






версия для печати