"РУКОПИСЬ". ВЫСТАВКА ГРАФИКИ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Выставка служит приглашением заглянуть в творческую лабораторию различных российских художников второй половины ХХ века и начала ХХI столетия.

В состав экспозиции включено более 100 работ, в большинстве своем исполненных в последнее десятилетие, из коллекций Российской академии художеств, Московского музея современного искусства, а также из личных собраний авторов.

 


 

РУКОПИСЬ": ОБРАЗЫ ПАМЯТИ И ЗНАКИ ВРЕМЕНИ


Всем, что существует во Вселенной,
реально или в воображении, обладает
и художник – сначала в уме своем, затем в руках.
И руки эти столь искусны, что в нужный момент
творят гармонию пропорций, которую взгляд
принимает как саму реальность

Леонардо да Винчи


Искусство использует разные знаки, их типология многообразна, формирование ее происходило тысячелетиями. Знаки, символы, образы памяти, окрашенные сложными чувствами, яркими эмоциями – основа, энергетическое поле произведения визуального искусства. Рисунок – особая творческая ипостась, структура всего искусства, которая подтверждает исключительную власть точки и линии на плоскости и в пространстве. Как особый творческий акт, рисунок аккумулирует всю бездну чувств, сиюминутное эмоциональное переживание настоящего, ретроспективные фантазии прошлого, стремительный поиск образа будущего. Это действо, сама его природа, многоассоциативная, стремительная и неторопливая одновременно вступает в особый диалог со временем в его масштабном процессуальном контексте, позволяя самому времени стать образом на листе, его главным героем. И здесь речь не только и не столько о графическом мышлении, сколько об особой форме познания зримого и незримого, обнажении неожиданных форм и вскрытии иных смыслов.

«Рукопись», в нашем понимании, это тексты, написанные от руки, возможно, еще не прошедшие правку, цензуру. «Рисунок» - изображение, основа всех видов изобразительного искусства, первообраз произведения, его сердцевина, его главная пластическая мысль. И рукопись, и рисунок роднит суть их природы – метод визуализации идей и образов. Таинство рисунка и рукописи – в их абсолютной свободе. Здесь художнику-писателю, объединенному сакрально значимым словом «творец» дозволено воплощать все. Возможно, этот акт творчества ближе всего к мистическому «сотворению», когда «хаос» постепенно обретает конкретную форму и тем самым дает возможность раскрыться содержанию, тому самому «Слову», которое послужило «Началом» всего.

Выставочный проект «Рукопись» объединяет в творческое пространство, насыщенное энергией свободы и импровизации, рисунки совершенно разных непохожих друг на друга художников, чья жизнь в искусстве принадлежит второй половине ХХ – началу ХХI века. Экспозиция также разнородна, разнообразна и противоречива, как и искусство этого времени. В ней реализм вступает в диалог с притчевой иносказательностью концептуализма, а биографические линии художников удивительным образом обнаруживают пересечения и размежевания. Есть и еще один нюанс – «технический». Все представленные в экспозиции рисунки созданы их авторами с помощью самых простых письменных принадлежностей – шариковых или перьевых ручек, карандашей, фломастеров, маркеров, в общем, того, что было «под рукой» в момент вдохновения.

Каждая из работ, пусть эпизодично, в двух трех набросках, рисунках раскрывает индивидуальность ее автора. Эмоциональная экспрессия и игра линии Зураба Церетели, благородная стать виртуозной линии Таира Салахова, лирико-поэтическая вязь линии Любови Савельевой, эстетски концептуальная линия Дмитрия Пригова, иронично-интеллектуальная линия Ильи Кабакова, у каждого из участников она своя, неповторимая, окрашенная яркой индивидуальностью создателя. Экспозиция сочетает в себе линию академической школы и авангардные эксперименты, любование красотой момента и критический взгляд на окружающую действительность. Визуализация размышлений о жизни находит свое воплощение в проектах инсталляций, в случайных зарисовках, набросках, эскизах или в рисунках завершенных, осмысленных, в которых автор поставил для себя точку и смело ушел в новый поиск.

В игре линий, которые формируют некий образ или сюжет прочитывается линия жизни каждого художника, драматизм и лирическая легкость, таинственная недосказанность, нежная очарованность. Каждый думал о своем, переживал собственную историю или просто испытал сиюминутное наслаждение. В общем, все, что приходило в голову автору «рукописей» и благодаря мановению руки стало явью, сегодня становится доступным взору зрителя.

В течение ХХ века многое изменилось, однако, в новом веке ценность рисунка по-прежнему сохраняет высоту и даже в ситуации полномасштабной победы техники над природой остается небольшое «личное», почти интимное пространство, которое может мгновенно преобразиться без лишних и дорогостоящих технологий. Эта особая связь природы человека и природы как структуры мироздания дает нам надежду, что формат «книги художника», альбом зарисовок или тетрадь для путевых художественных «заметок» всегда будет оставаться самой важной творческой лабораторией.

Татьяна Кочемасова, искусствовед






версия для печати