ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ: МАСТЕРСТВО И ВДОХНОВЕНИЕ. К 20-летию академической творческой мастерской скульптуры под руководством В.Е.ЦИГАЛЯ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)




Российская академия художеств представляет выставку «Искусство скульптуры: мастерство и вдохновение», посвященную 20-летию академической творческой мастерской скульптуры под руководством Владимира Цигаля. С момента создания мастерской в 1991г. и по сегодняшний день ее бессменным руководителем является Владимир Ефимович Цигаль – выдающийся мастер отечественной скульптуры, народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств.

В.Е.Цигаль родился в 1917 году в Одессе. Будучи студентом-дипломником Московского государственного художественного института, добровольцем ушел на фронт. Участвовал в высадке десанта в Новороссийске и Керчи, а также в других боевых операциях Черноморского и Балтийского флотов. В 1945 году был командирован в Берлин для сооружения (вместе с Л.Кербелем) памятников воинам Красной армии в Берлине, Зеелове, Кюстрине. Награжден орденом Отечественной войны II степени и боевыми медалями. Монументальные произведения В.Е.Цигаля, художника яркого, самобытного дарования, огромного творческого диапазона, установлены во многих городах нашей страны и за рубежом. Широко известны его памятники: генерал-лейтенанту Д.М.Карбышеву в Москве и Маутхаузене, татарскому поэту Мусе Джалилю в Казани, легендарному разведчику Рихарду Зорге в Москве и Баку, поэту С.Есенину, норвежскому полярному исследователю Ф.Нансену в Москве и др. Масштабность образов, мощная пластическая форма, эмоциональная экспрессия отличают мемориальный комплекс «Героям гражданской и Великой Отечественной войн» в Новороссийске.

Работы, выполненные в последние годы, в т.ч. бронзовая скульптура Георгия Победоносца, установленная на куполе Сената в Кремле, и композиция «Правосудие» на здании Верховного суда РФ (в соавторстве с А.В.Цигалем), свидетельствуют о незаурядном мастерстве и колоссальной работоспособности скульптора. Не менее значительна и станковая пластика мастера. Заметное место в ней занимают скульптурные портреты. Художник создает образы, покоряющие жизненной убедительностью, глубиной человеческих чувств. Искренностью и подлинным трагизмом отличаются вошедшие в экспозицию работы: «Анна Франк» и «Долой войну!».

 Более 100 произведений составили эту яркую, проникнутую атмосферой творческого поиска экспозицию. В едином выставочном пространстве представлены работы мастера и целой плеяды молодых скульпторов – выпускников творческой мастерской разных лет. Их отличает приверженность к яркому, значимому сюжету, выразительная, острая форма, тщательная проработка деталей, умение работать в различных материалах – бронзе, дереве, камне, керамике, меди, многообразие тем и жанров. В работах молодых художников следование традиции сочетается с современным пластическим мышлением. Многие из авторов обращаются к классическим сюжетам, исторической и библейской тематике («Вход в Иерусалим». «Голгофа» И.Яворского, «Царь Давид», «Светлейший князь Даниил» А.Протопопова, «Вечерний звон» И.Пономарева, «Апостол Матфей» Н.Опиок и др.). С.Сорокин воплощает в скульптуре сюжеты православных икон.

Значительное место на выставке занимают скульптурные портреты. Главное в них - неизменный интерес к внутреннему миру человека, характеру и судьбе личности. В.Курочкин создал целую галерею портретов легендарных мастеров, представленных в момент творческого созидания: Андрея Рублева, Ван Гога, Бурделя. Впечатляет выразительный образ поэта и философа Максимилиана Волошина в работе Е.Пономаренко. Необычна и неожиданна трактовка образа великого художника и ученого в композиции С.Сережина «Бег Леонардо». Острой декоративностью, неординарным композиционным решением отличаются работы молодых скульпторов, в т.ч. композиции В.Кириллова «Лодка», «Солдат», «Евангелист», близкие к эстетике барокко. Рядом с ними – аллегорическая композиция «Диана» О.Марьяновской. Экспрессия и динамика движения пронизывают композицию «Коляска» Е.Дубровиной. Одни работы ассоциативны и метафоричны, как «Поверженный герой» Д.Суровцева, другие отмечены острой характерностью образов, третьи тяготеют к жанровой композиции. На выставке мы видим исторические портреты («Ермак» К.Кубышкина» и др.), библейские, мифологические сюжеты, интерьерные, пейзажные, анималистические композиции, сцены современной жизни и образы истории. Даже в самом простом мотиве, к которому обращаются художники, есть своя эмоциональная глубина и многозначность.

 В каждой работе, вошедшей в экспозицию, проявляется яркая индивидуальность и профессиональное мастерство их создателей. В.Е.Цигаль помогает полнее раскрыться творческому потенциалу молодых художников. Все выпускники его мастерской обрели свой авторский метод и стиль. Владимир Ефимович учит не быть равнодушными, искусство должно пробуждать мысли, зажигать воображение, открывать новые миры. В.Е.Цигаль набирает в свою творческую мастерскую талантливых молодых художников, окончивших Московский академический государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, Московский государственный художественно-промышленного университет имени С.Г.Строганова, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. На период обучения Российская академия художеств предоставляет стажерам необходимую материально-техническую базу: обеспечивает их мастерскими, оборудованием, бесплатными моделями, даже частичной формовкой и литьем в бронзе. Выпускники мастерской успешно работают в России и других странах, заняв свое достойное место в современном искусстве.

За эти годы молодые мастера создали много замечательных произведений: памятников и мемориалов, установленных в разных городах, побеждали на всероссийских конкурсах, участвовали в многочисленных художественных выставках, и успех неизменно сопутствовал им. Владимир Ефимович передает ученикам – стажерам мастерской свой бесценный жизненный и творческий опыт, помогает каждому из них стать не только профессионалом, но и интересной, самостоятельной личностью, найти собственный стиль, развить в себе яркую творческую индивидуальность. И всегда он проявляет удивительный такт и умение найти подход к каждому ученику. Личный пример мастера, его профессиональная культура и авторитет являются самым эффективным методом обучения и развития молодых художников. При этом сохраняется преемственность традиций. Лучшее, что было в русском искусстве, передается молодому поколению. В.Е.Цигаль постоянно напоминает своим ученикам о необходимости отражать в своем творчестве сегодняшний день, искать новые пути развития пластического искусства. Основными принципами академической творческой мастерской скульптуры стали высокое мастерство и культура, вкус, способность работать самостоятельно, умение наполнить произведение актуальным смыслом. Творчество художников – выпускников творческой мастерской В.Е.Цигаля – многогранное и значимое явление современной культуры. Выставка представляет этот феномен в его цельности, единстве и бесконечном разнообразии авторских стилей и художественных идей. Управление информации Российской академии художеств







версия для печати