«Правда вымысла». Выставка произведений Александра Васильева в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 16.07.2011 - 14.08.2011 года.
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка,21)

Юбилейная выставка к столетию выдающегося сценографа, народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Александра Павловича Васильева (1911-1990) организована Российской академией художеств совместно с историком моды Александром Васильевым. Собранные воедино произведения театрально-декорационного искусства, а также станковая живопись и графика 1950-1980-х годов свидетельствуют о ярком таланте мастера, образном и философском взгляде на мир. На протяжении творческой карьеры А.П. Васильев оформил более 300 спектаклей, включавших русский классический репертуар, произведения советских и западных авторов. Помимо ведущих театров Москвы, в числе которых Большой, Малый и МХАТ, художник сотрудничал с театрами многих городов СССР и ряда зарубежных стран. Для каждой пьесы он искал свой ключ, варьировал стиль, хотя индивидуальная манера Васильева ощутима во всех постановках. Лучшие его работы отмечены глубокой поэтичностью.  

Александр Павлович Васильев родился в январе 1911 года в Самаре в семье статского советника, хранившей память о выдающихся предках. Детские впечатления вкупе со знанием деталей быта прежней России заметно обогатили его творчество сценографа и дали импульс Васильеву – коллекционеру старины. Деятельность Васильева-сценографа началась в 1930 году по окончании Московского художественного техникума «Памяти 1905 года». С первых же самостоятельных шагов в драматическом театре Читы он заявил о себе как смелый экспериментатор, усвоивший уроки русского конструктивизма, идеи В.Мейерхольда и А.Таирова. В предвоенное десятилетие он также работал в драмтеатрах Архангельска, Владивостока, Кирова, Куйбышева и Ростова-на-Дону. В годы Великой Отечественной войны А.П.Васильев стал главным художником фронтовых театров Всероссийского театрального общества. С театральными и концертными группами совершил множество поездок по фронтам. Минимальными средствами он умел создать костюмы к постановкам военного времени, изобрел удобную в походных условиях систему разборных декораций. В 1945 году А.П.Васильев начал работать в столичных театрах, в 1947 вступил в Союз художников СССР. С 1947 года он был главным художником Московского театра им. М.Н.Ермоловой, с 1954 - главным художником Театра им. Моссовета. За 20 лет работы под началом легендарного режиссера Ю.Завадского создал декорации к большому числу спектаклей, включая постановки пьес «Кража» Дж.Лондона, «Дали неоглядные» Н.Вирты, «Леший» А.Чехова, «Василий Теркин» А.Твардовского, «Милый лжец» Дж.Килти, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Последняя жертва» А.Островского. Немалый резонанс получили декорации для сценической композиции «Петербургские сновидения» по мотивам «Преступления и наказания». В этой ключевой для Васильева работе ему удалось воссоздать трагическую атмосферу Петербурга Достоевского.  В 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе А.П.Васильев был удостоен Гран-при за панно «Русская и советская опера». Имел много других наград, как отечественных, так и зарубежных.

Произведения А.П.Васильева хранятся в музеях Большого театра России, Московского Художественного театра им. А.П.Чехова, Государственном музее А.С.Пушкина, в других российских музеях, а также в частных коллекциях. Помимо сценографии, Васильев часто обращался к станковой живописи и графике. Им созданы выразительные, зачастую театрализованные портреты, пейзажи, интерьеры, натюрморты. В тематических композициях художник давал волю фантазии, юмору, иронии, но в то же время настойчиво искал идеал, красоту в современном мире. В целом следуя традициям классического искусства, порой использовал элементы стилистики ар-деко и сюрреализма. Нередко он вводил в станковые произведения предметы из собственной коллекции, помещал среди них модель – таковы натюрморт «Самовары», композиция «Лето», целый ряд автопортретов. В экспозицию вошло свыше 100 театрально-декорационных эскизов, картин и рисунков из собраний Самарского художественного музея и Международной конфедерации союзов художников, а также из личной коллекции сына мастера - известного телеведущего и художника театра Александра Александровича Васильева. В экспозиции, помимо эскизов сценографии знаменитых спектаклей, выделяются холсты «Юноша», «Портрет сына», «Художник исторической темы Андронов», портреты художников и деятелей театра – Шавката, Р.Хачатряна и других, интерьеры мастерской, композиции из цикла «Отшельники», пейзажи из цикла «Япония».
Управление информации РАХ






версия для печати