Выставка «Мистерии Воловича». Книжная и станковая графика из собрания Ирбитского ГМИИ и мастерской художника в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 18 апреля - 9 мая 2011 года.
Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва, Пречистенка 21)

Российская Академия художеств совместно с Министерством культуры и туризма Свердловской области представляют выставку «Мистерии Воловича» - работ заслуженного художника России, члена-корреспондента РАХ, многократного лауреата международных и отечественных конкурсов книги и книжной графики, двукратного лауреата Премии Губернатора Свердловской области, Почетного гражданина г. Екатеринбурга и г. Ирбита Виталия Михайловича Воловича из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств и мастерской художника.Данная выставка является итогом 60-летнего творчества выдающегося уральского мастера и представляет его широкой российской аудитории любителей искусства во всей полноте и разнообразии.
Виталий Волович известен как иллюстратор литературной классики средневековья: «Отелло» и «Ричард III» в. Шекспира, «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, «Слово о полку Игореве», но в то же время он создает иллюстрации к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» М. Горького, «Малахитовая шкатулка» к сказам П. Бажова. Все эти литературные пристрастия объединяет тема борьбы добра и зла – главная в творчестве художника.
В 70-80-е гг. Виталий Волович начинает работу над циклами станковых работ: «Цирк», «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Моя мастерская», которая продолжается и по сей день.
Стилистическую манеру художника уже давно трудно с кем-либо спутать. Ей свойственны: линейная выразительность, экспрессивность штриховки, тенденция к обобщенным монументальным решениям, контрастность композиционных приемов, а также мастерство импровизатора, его масштабность мыслей и чувств, остроту, неожиданность и силу решений и высокая графическая культура художника.
Волович Виталий Михайлович Родился в 1928 году в г. Спасске Приморского края. В 1948 году окончил Свердловское художественное училище. С 1950 года участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок, многократный лауреат отечественных и зарубежных конкурсов книги. С 1956 года член Союза художников СССР. В 1973 году удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». В 1995 году присуждена Премия им. Г.С.Мосина. В 1998 году присуждена Премия Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. В 2005 году присуждена Золотая медаль с девизом «Достойному» Российской Академии Художеств. В 2007 году присвоено академическое звание член-корреспондент Российской Академии Художеств. В 2007 году удостоен звания «Почетный гражданин г. Екатеринбурга». В 2008 году вторично присуждена Премия Губернатора Свердловской области за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства и многолетнюю плодотворную деятельность. В 2008 году удостоен звания «Почетный гражданин г. Ирбита».
Работает в книжной и станковой графике. Излюбленные техники - офорт, мягкий лак, литография, а также акварель, гуашь, темпера... Живет и работает в г. Екатеринбурге. Работы находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях Екатеринбурга, Иваново, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Новосибирска, Перми, Саратова, Челябинска, Ярославля. Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г. Брно, Музее современного искусства в г. Кельне, Музее И.В.Гете и Ф.Шиллера в Веймаре, Шекспировском центре в Стратфорте-на-Эйвоне, а также других государственных и частных собраниях России, Австрии, Германии, Израиля, Испании, Италии, США и Франции. Коллекция Ирбитского ГМИИ является самым крупным и наиболее полным собранием работ художника.
Долгое время художник был увлечен идеей использовать станковую графику в книге с более сложной организацией ее пространственных и смысловых значений.
Рисунок и текст в такой книге должны были существовать параллельно и равнозначно, не совпадая буквально, переводить идеи книги в свободное пространство времени и истории. И, если прежде иллюстрация оценивалась как пластическое соответствие тексту, то этот, сравнительно новый тип книги, требовал от читателя воображения и понимания более сложных связей между изображением и текстом. В этом случае изменялся образ книги, и станковая графика естественным образом перевоплощалась в книжную, находя свое место и обретая свой подлинный смысл. «Цирк», «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры» должны были занять свое место именно в такой книге.
«...Меня, в «моем» цирке, интересует, прежде всего, возможность мистификации, притчи, аналогии, метафоры... Жизнь-цирк. Цирк - жизнь. Арена цирка - арена жизни».

Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати