VII Московский международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии 2011» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Дата проведения: 31 марта - 10 мая 2011 года
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка 19) 

Среди участников фестиваля - студенты и выпускники Московской школы фотографии им. А.Родченко. Ретроспективный проект «Ленинградские моды 1960-х» кураторов Александра Карпова и Екатерины Кондраниной был сформирован на основе частных коллекций бывших знаменитых манекенщиц. Mirror Effect/Обращение» - кураторский дебют Ольги Аннануровой. На основе фотографической коллекции Музея «Московский Дом фотографии» она срежиссировала наполненный множеством аллюзий и ассоциаций проект. Проект Марины Гуляевой, фотографа из Санкт-Петербурга, «Ульяна Лопаткина. Тайный дневник Анны Карениной» посвящен блистательному дебюту балерины в роли драматической актрисы.
Традиционно в рамках фестиваля подготовлен большой блок видеоработ. Проекты представлены Музеем «Московский Дом фотографии», Мульмедиа Арт Музеем, Москва, Московской школой фотографии и мультимедиа им. А.Родченко. Анна Жукова «Переезд» Алексей Корси “Regulation” Проекты представлены Московской школой фотографии имультимедиа им.А.Родченко «Mirror Effect / Обращение» Куратор: Ольга Аннанурова Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Зеркало – объект недоступный взгляду и невидимый для камеры. Невозможно изображение зеркала как такового, на поверхности всегда остается лишь отражение – неуловимый эффект, представляющий обратное положение вещей. Зеркало противоречиво, оно дает возможность обратить взгляд на самого себя, с одной стороны создает подобие, предельную схожесть, и одновременно предлагает внешний взгляд, взгляд «другого», устанавливает дистанцию между изображением и его «оригиналом». Отражение никогда не совпадает с оригиналом, право и лево всегда изменены, и это обращенное изображение, в конечном счете, больше обнаруживает различие, нежели сходство. Одновременно фотография обращается к зеркалу как сюжету, удваивая отражение. В этом проекте на примере снимков из коллекции музея «Московский Дом фотографии» мы пытаемся проследить, как вопреки невозможности быть увиденным, зеркало и эффект отражения оказываются зафиксированными на снимках. Во многом в продолжение живописной традиции, зеркало в фотографии становится значимой деталью портрета, играя в изображении разные роли. В одних случаях, на студийных снимках начала XX века, отражение – основной элемент портрета.
В фотографиях Александра Гринберга зеркало часто остается «фоном», но от того не менее важным атрибутом. Отражение как фотографический прием заново открывается авангардом. Представленные снимки Александра Родченко – это игра, как с оптическими эффектами, так и с цветом. Парадоксально, отражение становится частью нового языка фотографии, с появлением которого фотография утрачивает значение копии и подобия. Эксперименты с ракурсами, техниками, зрительными иллюзиями – все эти авангардные практики уводили фотографию от прямого изображения и сравнения с зеркалом. Со временем отражение становится своеобразным фотографическим клише, закрепляясь как в профессиональной, так и в любительской фотографии. Современное искусство продолжает использовать отработанный прием.
Портрет с отражением мы обнаруживаем в работах Виты Буйвид, Евгения Мохорева, Сергея Чиликова, группы AES+F. Зеркало попадает в кадр на снимках серии «Культ семьи» Владимира Мишукова, отсылая к ранним портретам в интерьере. Кроме портрета одним из самых популярных в фотографии становится сюжет «перед зеркалом»: актеры гримируются, женщины поправляют прическу, примеряют шляпку, наносят косметику. Фотографии Семена Мишина-Моргенштерна, Олега Мерцедина, Всеволода Тарасевича, Александра Забрина представляют нам зеркало как инструмент создания образа. Среди этих изображений, возможно, одни из самых любопытных – те, в которых мы напрямую не видим границы зеркала, рамки, но угадываем его по обращенному к нему взгляду. Это непрямое присутствие наиболее явно проявляет предмет, который невозможно увидеть как таковой. Подобия, отражения, повторы обнаруживают себя и вне зеркальной поверхности; фотография как ничто другое способна это зафиксировать и представить: близнецы, двойники, удвоение и умножение объектов, столь часто привлекающие внимание фотографов, создают зеркальный эффект. Двойные портреты Антанаса Суткуса, повторяющиеся элементы на снимках Александра Абазы проявляют этот эффект, снова обнаруживая совпадения между зеркалом и фотографией и предлагая увидеть подвижность границы между прямым и обратным изображением, копией и оригиналом, подобием и различием. Ольга Аннанурова «На фоне волн» Куратор: Екатерина Кондранина Частные собрания, Москва, Санкт-Петербург Проекты представлен Музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке MasterCard Женщина в морской волне – сюжет архетипический и мифологический. Женщина в волне, между морем и небом – Венера или русалка – прекрасна в любом случае, прекрасна обещанием счастья. Проект «На фоне волн» – двухчастный. Во-первых, это уникальные малотиражные фотооткрытки начала – середины ХХ века из Франции и Германии, часть трехтысячного собрания петербургских фотографов и филокартистов Марианны Мельниковой и Дмитрия Горячева. Раскрашенные анилиновыми красками, маслом или акварелью, снятые на фоне рисованных задников милые женщины средней комплекции принимают удивительные позы, стараясь лучше продемонстрировать свои купальные наряды и принадлежности: длинные платья на корсете, панталоны с чулками... Потом случилась «пляжная революция»: в 1946-м Луи Реар придумал бикини –раздельный костюм, который сделала популярным Брижит Бардо уже в 50-е. И вскоре откровенный снимок в открытом купальнике стал визитной карточкой любой невесты. Татьяна Зоммер, московская художница, фотограф «Большого города», «Хулигана» и «Космополитена», разместила объявление в своем блоге в ЖЖ, пригласив на съемку «любых девушек и женщин, независимо от внешних данных, возраста и т.д.». Зоммер снимала всех желающих в течение нескольких месяцев у себя дома, на фоне нарисованного задника с морским горизонтом, вдохновляясь идеей отпуска и старыми открытками и фотографиями. Тип съемки Зоммер простой и в теперешней «документальной» и «псевдодокументальной» фотографии очень любимый: люди позируют в анфас или три-четверти, все на одинаковом расстоянии и смотрят прямо в камеру. Таким образом достигается необходимая серийность и проектность, а у зрителя появляется счастливая возможность «находить отличия», сравнивать и изучать. В проекте Зоммер такая возможность реализована дважды – разглядывать предлагается самых разных девушек (тонких, полных, рыжих, брюнеток) в самых разных купальниках (закрытых, открытых, черных, полосатых), сравнивать их можно и с пляжными открытками, и с фотографиями подруг на «одноклассниках», и с удивительной пляжной серией голландского фотографа Ринеке Дийкстра начала 1990-х, запечатлевшей неловких подростков на пляжах Польши, США, Бельгии и Украины. «Ленинградские моды 1960-х» Кураторы: Александра Карпова иЕкатерина Кондранина Частные собрания, Санкт-Петербург, Берлин Проект представлен Музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке MasterCard Марина Гуляева «Ульяна Лопаткина. Тайный дневник Анны Карениной» Проект представлен Музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке компании «МегаФон» Яна Романова «Ожидание» Куратор: Екатерина Кондранина Проект представлен Музеем «Московский Дом фотографии» Ожидание - процесс, который у каждого происходит по-своему. Особенно если речь идет об ожидании ребенка. Когда мы встречаем беременную женщину на улице, это не вызывает удивления или радости, по большому счету, вообще не вызывает никаких эмоций, кроме желания уступить ей место в транспорте. Но мы точно знаем, что она находится в ожидании: по форме тела, осанке, даже по взгляду. Генетически в каждой женщине заложены материнские инстинкты, которые начинают преобладать над всеми остальными, как только в ее теле зарождается новый человек.  Катя Голицына «Мода. Лето. 2010», видео Куратор: Нина Левитина Проект представлен Мультимедиа Арт Музеем, Москва Алексей Корси «Regulation» Проект представлен Московской школой фотографии и мультимедиа им.А.Родченко На протяжении всей жизни человек в меньшей или большей степени взаимодействует с вещами, материальными формами и предметами: он использует их в быту, приобретает или изготавливает сам, обрастает ими, накапливает, перестает использовать прежние, заменяя новыми. То, что выпадает из круга взаимодействия с человеком – оседает на дно шкафов и комодов, похожих на дно памяти. Отсеки, ячейки, ящички – следы попыток упорядочить космический хаос, урегулировать отношение с ним, ограничить бесконечную вариативность, провести черту между одним и другим, доказать собственную компетенциюв вопросе обозначения и понимания вещей.

Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати