Выставка произведений Филиппа Рукавишникова «Сквозняк из прошлого» в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 25 января - 13 февраля 2011 года
Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва, Пречистенка 21)

Российская академия художеств представляет выставку произведений члена-корреспондента Российской академии художеств, скульптора Филиппа Рукавишникова «Сквозняк из Прошлого». Экспозиция открывает ещё одну грань таланта этого молодого, ярко заявившего о себе мастера, который принадлежит к знаменитой художественной династии. Его прадед, скульптор Митрофан Рукавишников, известный своими историческими портретами и декоративными композициями, был дипломирован в Римской академии искусств. Самобытное творчество выдающихся скульпторов: его деда Иулиана Рукавишникова, создателя многочисленных монументальных работ и оригинальных станковых композиций, и отца – Александра Рукавишникова, замечательного скульптора-монументалиста, оказало на молодого художника большое влияние. Он перенял от них глубокое знание основ ремесла, тонкий художественный вкус, виртуозное владение формой и материалом. С 1985 года является участником многих отечественных и зарубежных выставок. Ряд его произведений находится в музейных и частных коллекциях разных стран мира.
Ф. Рукавишников родился в Москве в 1974 году. В 1996 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова по мастерской известного скульптора О. К. Комова. Свой собственный почерк молодой художник обрёл довольно рано. В качестве дипломной работы он совместно с отцом выполнил бронзовый памятник Владимиру Набокову, установленный в Швейцарии в Монтрё, где тот провел последние годы своей жизни и был похоронен. В этой композиции ему удалось найти неожиданный и своеобразный взгляд на личность всемирно известного писателя.
Ф. Рукавишников является не просто почитателем удивительного таланта этого мастера, но и серьёзным знатоком его литературного наследия. Произведения В. Набокова, прочитанные молодым скульптором как на русском, так и на английском языках, оставили в его памяти неизгладимый след и до сих пор являются для него мощным источником вдохновения. И эта выставка не является исключением. Вместе с тем она свидетельствует о том, что некоторые модернистские и авангардистские литературно-художественные течения начала прошлого века также не чужды художнику, вызывая поток медитаций, реминисценций и являясь отправной точкой предлагаемого сложного и причудливого ассоциативного ряда. Художник демонстрирует отличное владение рисунком, различными техниками графического искусства. Тонко разработанная колористическая гамма подчёркивает неожиданные соположения художественных образов, дополняющих друг друга и ведущих между собой бесконечный диалог.
На выставке «Сквозняк из Прошлого» представлены картинки Свансонга – два графических цикла, один из которых - St. Amber выполнен в смешанной технике, другой – Метафизический Бестиарий выполнен пером. В состав экспозиции вошли также несколько холстов, выполненных в технике акрила. Это – триптих ДАДА-Делаланд-Мультиверсум и портреты Барышникова, Пелевина и Пол-Пота.
По мнению автора выставки, Свансонг есть очередная инкарнация дадаизма. «Его прокламационный листок, характеризующий занимавшие его тогда эстетические не столько стратегии, сколько повадки, я предусмотрительно прилагаю, дабы благосклонным зрителям сподручно было полюбопытствовать».
«Сквозняк из прошлого» – это Прозрачные вещи. Так озаглавлен трактат французского мыслителя Пьера Делаланда, проливающий свет на некоторые особенности поведения, взаимоотношений и добродетелей различных временных пластов, подчас довольно эпохальных. Картинки Свансонга преследуют нехитрую идею прозрачности как растиражированного аттракциона в духе анонимного ноу-хау - в отрочестве он оценил по достоинству полотно Фукса «Моисей и горящий терновник», а позже зачитывался поэмой «Соррентинские фотографии» Ходасевича. Что же касается кинолент, более-менее постоянно прокручивавшихся неведомыми механиками в световых балаганах его зрелости, то вещи свои, по крайней мере, весь цикл St. Amber Свансонг настоятельно рекомендовал считать афишами к данным лентам. Технически они с виду представляют собой постановочные портреты с двойной экспозицией и подсознательно травестируют артефакты некоторых незапамятных культов – среди рабочих заглавий цикла были и «Карты без Рубашек», и «Нетранспортабельные Табельные Транспаранты Рантуляции», и «Гербовая Бумага Стен Хрустального Дворца» и «Вчерашние Газеты Соляных Столпов».

Управление информации и рекламы РАХ






версия для печати