Выставка «День открытых дверей. Особняк - гимназия - клиника - музей». Российское искусство 1989-2009 годов из коллекции Музея в ММСИ

 

Московский музей современного искусства



Дата проведения: 16 декабря 2009 —16 мая 2010
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25


15 декабря 2009 года Московскому музею современного искусства исполняется 10 лет. Первый серьезный юбилей— повод подвести первые итоги. Наш творческий отчет— новая экспозиция, включающая более 200 произведений крупнейших российских художников из коллекции Музея. Эти работы, созданные за последние 20 лет, отражают все многообразие отечественного искусства 1989-2009 годов, его новых концептуальных решений и выразительных средств. Выставочный проект демонстрирует не только итоги собирательской деятельности Музея, но и ее стратегические приоритеты.

За 10 лет мы обжились в нашем доме. Неизбежный период сопротивления старинного особняка выставкам актуального искусства завершился попыткой вступить в диалог. Главным героем новой экспозиции стало само здание Музея на Петровке, 25. Это здание в историческом центре Москвы пережило многократную смену эпох и предназначений: сначала оно было ОСОБНЯКОМ купца Михаила Павловича Губина и его наследников (1793 год— вторая половина XIX столетия); затем стало частной ГИМНАЗИЕЙ Франца Ивановича Креймана— одной из лучших в Москве (1880-1904); потом превратилось в клинику — Государственный институт физиотерапии и ортопедии (1920-1958); наконец, возродилось как Московский МУЗЕЙ современного искусства (с 1999года).

Деконструируя классический принцип единства места, времени и действия, новая экспозиция наслаивает друг на друга несколько этапов двухвековой истории здания и различные интенции искусства последних десятилетий. Наша цель— показать, как прошлое включается в жизнь последующих поколений, и сделать эти воображаемые пласты прозрачными.

Архитектурное оформление залов и подбор произведений выявляют внутренние связи современных работ с проступающими одна сквозь другую историческими функциями тех или иных помещений. Например, в зале №10 располагались сначала торговая контора Губина, затем гимназическая столовая, а потом водо- и тепло-лечебница клиники. Теперь в этом пространстве воплощена тема современного консьюмеризма в мегаполисе: работы художников (среди которых Яков Каждан, Александр Косолапов, Ирина Нахова, Леонид Соков, Марина Черникова идругие) отгорожены от зрителей фальш-стенами с окнами-витринами. А бывший Бальный зал (№21), где устраивались не только праздники, но и гимназические собрания, и врачебные консилиумы, сохраняет свое цельное пространство и заполняется произведениями Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Тимура Новикова, Юрия Шабельникова, Сергея Шутова с их ироническими рефлексиями на тему Grand Art. В экспозиции нашли отражение и другие заметные тренды отечественной арт-сцены: темы тела и телесности, ностальгии и беспамятства, коммуникации и немоты, идентичности и глобализма, утопии и антиутопии, масс-медийных клише и культа отверженности, и прочее.

Среди отобранных для этого проекта произведений немало работ, которые впервые экспонируются в залах Московского музея современного искусства. Не раскрывая всех секретов, назовем лишь некоторые из них. Это «Спальня», Анны Желудь, «Танк» Ирины Кориной, «Прозрачность» Олега Кулика, «Голгофа» и«Лес» Тимура Новикова, «Хлеба» Анатолия Осмоловского, «Реставрация» Айдан Салаховой, «Мотоциклист» и«Кинозал» Сергея Шеховцова. Это видео групп АЕС+Ф и«Синий суп», Виктора Алимпиева, Владислава Мамышева-Монро, Ростана Тавасиева. Это вещи Никиты Алексеева, Константина Батынкова, Александра Бродского, Вадима Захарова, Франциско Инфанте, Виталия Комара и Александра Меламида, Андрея Монастырского, Гоши Острецова, группы «ПГ», Павла Пепперштейна, Николая Полисского, «Синих носов», Леонида Тишкова иеще многих известных художников.

Пространства, которые когда-то были комнатами особняка, гимназическими классами или палатами больницы, а теперь стали залами музея, свободно перетекают друг в друга. Межкомнатные двери сняты с петель, они больше не являются преградой и символизируют абсолютную открытость сегодняшнего художественного процесса. В том числе— и прошлому, которое не уходит бесследно. Чтобы зритель смог ощутить в залах и коридорах дыхание прошедших столетий, уловить смутные очертания здешнего гения места, мы попытались воссоздать не только образ, но и звуковой фон, сопровождавший жизнь дома на протяжении двух с лишним веков. Голоса прошлого вновь слышны в старинных стенах, наполняя пространство особняка новым ощущением жизни. В этой особенной атмосфере самые радикальные высказывания современных художников обретают неожиданный (на первый взгляд) бэкграунд и твердую почву под ногами.






версия для печати