«В двух мирах». Выставка произведений Л.Савельевой в Звенигородском музее

 

Другие выставочные залы


Сроки проведения: 09.09.2009-02.04.2009.
Место проведения: Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей(г. Звенигород, Ратехинское шоссе, 1)

9 сентября 2009 годав выставочном зале административного здания Звенигородского музея открылась выставка работ заслуженного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Любови Савельевой «В двух мирах» (стекло, фаянс, шамот, графика).

Любовь Савельева – признанный мастер декоративно-прикладного искусства, многократный участник отечественных и международных художественных выставок. Ее произведения являются собственностью крупнейших музеев России, стран СНГ, находятся в коллекциях США, Бельгии, Дании, Великобритании, Швеции и других стран. За свое творчество Любовь Савельева не раз удостаивалась высоких и почетных наград, премий и званий.

В состав выставки в Звенигородском музее вошли работы разных лет, что дает почувствовать эволюцию и разнообразие творческого поиска художника. В своих работах, выполненных в разных материалах, Савельева каждый раз по-новому осмысляет выразительные возможности материала, открывает его природную красоту, пластику. На своей выставке автор демонстрирует полную свободу отношения к материалу и изобразительному мотиву. Ценнейшим качеством таланта художницы является способность к импровизации, артистизм, легкость и непринужденность в решении образных задач. Любовь Савельева – многогранная творческая личность. Лирическое начало, заложенное в ее творчестве, нашло отражение в поэзии: тексты своих стихов она записывает одновременно с их иллюстрированием, и они воспринимаются как неотрывная часть изображения. Всем хорошо известны ее замечательные циклы «Мои современники», «Мои соседи», «Здравствуй племя молодое, незнакомое…» и др. Пушкинская тема – одна из излюбленных тем в искусстве Любови Ивановны, воплощенная во многих работах автора. Начав свой творческий путь в 60-х годах, Любовь Савельева и сейчас полна новых замыслов и идей, и каждая новая встреча с ее искусством – большая радость как для профессионалов, так и для самого широкого зрителя.

__________________________________________________________________

Душа

(О выставке Л.И. Савельевой в Звенигороде).


Творчество Л. Савельевой разнообразно и многогранно. Оно не вмещается в рамки одного художественного материала и совершенно не однозначно в своем восприятии. Так новая выставка показывает во многом знакомые московскому зрителю работы мастера, но за счет совершенно нового контекста, они приобретают дополнительные смыслы. В основе художественной концепции савельевских «двух миров» — установка на амбивалентность, полярность, некоторую двусмысленность. Выставка проходит в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее близ Саввина-Сторожевского монастыря, где само пространство соткано духовностью. Здесь мифотворчество проявилось в присутствии духовного в произведениях, что «неизбежно должно составлять основу, смысл и результат всякого истинного искусства» - так говорил Флоренский.Определяющее значение в интерпретации выставки и произведений имеет понимание пространства, в котором осуществляется экспонирование. В «молитвенной среде» (близ монастыря) у зрителя возникает новое понимание ее произведений. Общий душевный тон выставки сразу погружает зрителя в смысловую атмосферу, постепенно пропитывая трансцендентностью авторского замысла, таящего нечто недоступное теоретическому познанию, окутывает все пространство выставки.

Произведения Л. Савельевой отличает наивная и искренняя романтика, стремление к лаконичности и простоте рисунка и, одновременно, глубокой жизненной философии. Своими произведениям она провозглашает свободу пространства, индивидуальный стиль, интерес к цвету, фактуре, и самое важное — умение видеть красоту в обыденном. Художественные образы часто рождаются из каких-то повседневных ощущений и впечатлений. Например, «Сокольники» (это из собственных воспоминаний), «работа была освящена московскому парку, по аллеям которого художница гуляла ребёнком» - она зашла в него снова взрослой молодой женщиной, и прошлое ожило перед её внутренним взором, вынырнуло из памяти. Конечно, кроме таких «обыкновенных» моментов, помогающих привнести в художественное стекло или в керамику чувственность и живое дыхание, в работах Л. Савельевой много профессионализма – она проникает в каждый материал, владеет им. Но владение профессиональными тайнами – лишь ремесло. Чудо же искусства начинается тогда, когда вопросы остаются без ответов, когда «рука» художника движется по наитию. Выставка «В двух мирах» - скорее интерпретируется как «книга», в которой художник делится с читателем своим умением создавать тайну. У Л. Савельевой их много: это и монументальность в малых формах, создающая образ одиновременно глубинный и зыбкий, пронизанный дрожью. И процесс создания произведений: наслоение стекольных масс или наоборот керамические разломы и разверзлости составляющие основу для придания объема фигурам и передачи разных эмоций персонажа. А также « записи между строк»…

Экспозиция похожа на беседы о сакральном:формулирует вопросы и отвечает на них сам автор. У внутреннего диалога нет строгой хронологической последовательности или сюжетной линии, есть свободное перетекание из одной темы в другую, ассоциативная связь между наиболее важными мыслями на выставке. Восхищает открытость автора воплощенная в разных материалах – графике, шамоте, фаянсе, стекле, стихах. Мысли складываются в мозаику. Каждому открывается волшебство райского сада Л. Савельевой, где Адам и Ева спускаются по склону холма, поросшего чудесными растениями, где каждой твари по паре. Созданный из стекла, он выглядит прозрачным и невинным. Первородный грех еще не совершен и зло еще не пустило ростки в райском саду. Рядом керамические воины, хранители божественной тайны Архангел Михаил, целитель Пантелеймон, чудотворец Серафим Саровский, их материальная составляющая в данном контексте имеет трансцендентное значение, Савельева лепит стражей Царства Небесного нарочито явственно прорабатывая изменения фактуры, складок одеяния. В «книге» много размышлений о людях, которые грешны и праведны одновременно. Эти размышления перерастают в мысли о современном человеке вообще, о том, что потеряв устремлённость к идеалу, в угоду желанию властвовать и обладать он забывает о духовности, о человеческом сострадании.
Каждая произнесённая мысль неслучайна, отточена и доведена до предела выразительности. Прекрасно, если зритель в своей душе найдет с ними созвучие.

Ольга Олюнина






версия для печати