Выставка произведений Т. Салахова в культурном Фонде «Екатерина»

 

Другие выставочные залы


Место поведения: Фонд «Екатерина» (г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 21/5,стр. 1)
Сроки проведения: 16.01.2009 - 01.03.2009

Таир Теймурович Салахов – знаковая фигура для отечественного искусства. Он один из самых талантливых живописцев послевоенного поколения, основоположник сурового стиля, академик, живой классик, много сделавший не только для искусства как такового, но и для людей искусства. Почти тридцать лет Салахов занимал руководящие посты в Союзе художников СССР, что давало ему возможность заботиться о молодых художниках, поддерживать студентов Суриковского института и «покрывать» нонконформистов. При его непосредственном участии в конце 1980-х – начале 1990-х в Москве прошли персональные выставки Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа. Но чиновник Салахов не мог заслонить Салахова-художника, который за более чем 60 лет творческой деятельности создал несколько сотен живописных и графических произведений, из которых несколько десятков совершенно заслуженно считаются шедеврами отечественного искусства.

В рамках посвященной 80-летнему юбилею мастера ретроспективной выставки будут представлены как самые известные работы художника, так и знакомые российскому зрителю исключительно по публикациям в каталогах и монографиях полотна из музея и картинной галереи Азербайджана: «Утренний эшелон» (1958), «Резервуар» (1959), «Пражские тоннели» (1961), «Портрет поэта Сабира» (1962), «Девичья башня» (1969) , «Новое море» (1970). Не будет преувеличением сказать, что Салахов стал символом целого поколения, становление которого пришлось на время хрущевской «оттепели». Один из лидеров сурового стиля, в конце 50-х-начале 60-х Таир Салахов возглавил молодежный бунт против фальши социалистического реализма сталинского времени с одной стороны и живописи ради живописи - с другой. «Сама жизнь требовала от искусства нового стиля» - вспоминает художник: « Суровый реализм был ответом на беспроблемное и парадное искусство 1940-х и 1950-х. После смерти Сталина в жизни советского человека произошли огромные перемены, появилось новое содержание, и, как говорил Маяковский, новому содержанию должна соответствовать новая форма. Моей целью было найти такую форму». Гладкой соцреалистической манере Салахов предпочел динамичный и графичный стиль Александра Дейнеки и модернизм Сезанна, с работами которого познакомился еще во время военного детства в Баку, а каноническим сюжетам советской живописи правду жизни, которую искал среди нефтяников, рыбаков и в природе родного Азербайджана. Созданные более полувека назад эти полотна и сегодня не потеряли своей художественной и исторической убедительности, возможно, потому что Таир Салахов обладает редким и драгоценным для художника даром эпического обобщения.

Ретроспективу Салахова открывает написанная в 1957 году дипломная работа «С вахты». Молодой художник поспорил с однокурсником, что сможет построить работу на одних лишь оттенках серого и выиграл этот спор. Сегодня трудно поверить, что эта сильная, цельная и динамичная вещь, как и другие знаковые для своего времени работы Салахова вроде «Портрета нефтяника» (1959), «Резервуара» (1959) в свое время подверглись жесточайшей критике. По отношению к ним употреблялись такие слова как «упадничество», «очернительство», «отсутствие радости труда». «В молодости меня критиковали за те работы, которые через десять лет после их создания уже считали классикой» - вспоминает художник: «Но даже после подобной критики, я никогда не изменял себе, никогда не рисовал ничего, чего не видел бы собственными глазами».

Но Салахов – это не только художник «правды жизни». Его кисти принадлежат не только самые известные, но и, вероятно, лучшие образцы современного портретного жанра - жемчужины Третьяковской галереи «Айдан» (1967), «Портрет композитора Кара Караева» (1960), «Портрет композитора Дмитрия Шостаковича» (1974-1976) и т.д. Сдержанные, без лишних деталей, но при этом абсолютно цельными и завершенными образами. «Я не могу написать портрет, если человек сидит и просто позирует» - говорит художник: «Должен родиться образ. Я долго готовлюсь к встрече, представляю, каким бы мне хотелось увидеть этого человека. Нередко мне помогает случай. Я помню, как пришел к композитору Кара Караеву, и, посмотрев на него, спросил, нет ли у него белого свитера. Оказалось что есть. Он надел свитер, сел на фоне рояля. И все сразу образовалось. Родился образ. В другой раз, когда я писал портрет Шостаковича, он сел в кресло и приготовился позировать. Я почувствовал, что это неправильно, и заменил кресло пуфиком, чтобы ему не на что было облокотиться. И в этот момент также начал складываться образ погруженного в себя человека».

Ретроспектива Салахова стала поводом представить публике его новые работы, а также ряд работ, практически неизвестных широкой публике, вроде монументального полотна «Тебе, человечество!», написанного в 1961 году незадолго до полета первого человека в космос. В свое время эта картина, которая могла бы стать символом нового космического века, была осуждена как глубоко формалистская. И только сегодня у нас появилась уникальная возможность открыть для себя этот неожиданный шедевр, в котором романтика «сурового стиля», уже освоившая земные просторы, глубины океанов и земные недра, воспарила в будущее.






версия для печати