Выставка произведений Эдуарда Браговского в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Сроки проведения: 07.10.2008 - 19.10.2008
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)

Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РСФСР, действительного члена РАХ Эдуарда Георгиевича Браговского, приуроченную к 85-летию. В экспозицию вошли живописные и графические работы, созданные в 1950-е - 2008-й годы. Замечательный мастер современного отечественного искусства Эдуард Георгиевич Браговский в своем творчестве наследует традиции Московской школы живописи. Неповторимый, глубоко личностный стиль, своеобразная манера письма отличают работы художника. Э.Г.Браговский родился 6 октября 1923 году в Тбилиси. Учился в Вильнюсском художественном институте, в 1953 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Уже в студенческие годы его больше всего интересовали колористические проблемы, складывалось его «цветовое мышление». Став активным участником молодежных выставок, Браговский с его яркой, темпераментной живописью сразу обратил на себя внимание. Художник гордится тем, что принадлежит к поколению «шестидесятников», в эпоху «оттепели» изменивших развитие отечественного изобразительного искусства. «Самое главное и трудное в искусстве, - считает художник, – найти собственный живописный язык, свое живописное видение, познание и понимание мира, отличное от других. Важно, как ты видишь природу, людей, …каково твое цветовое ощущение и выражение, как ты мыслишь в цвете». Дар колориста проявляется во всех картинах художника, особенно, в его пейзажах. Для Браговского цвет служит основным средством выразительности, пластической формой, в которой наиболее целостно и полно воплощается замысел художника. Красками он владеет смело, мастерски, свободно. Любимым своим «голубцом», холодным, напряженным, насыщенным неистовой внутренней энергией, в сочетании с другими цветами, художник создает неповторимый живописный мир. Многогранность дарования Э.Браговского раскрывается во всех жанрах: пейзажах, портретах, натюрмортах, сюжетных композициях. Художник пишет то, что его окружает, что он любит: близких людей, свою семью, природу средней полосы России, передавая на холсте свои собственные чувства, впечатления и ощущения. При всей кажущейся простоте мотивов и сюжетов картин Браговского: зимний вечер, мартовский снег, сияющее весеннее солнце, бабье лето – в них чувствуется значительность и неординарность происходящего. Почти все пейзажи художник писал на пленэре, а потом завершал композиции в мастерской. Поэтому в них присутствует и непосредственное жизненное впечатление, и внутренняя цельность образа, наполненного художественным воображением. Традиционная форма портрета получила в искусстве Браговского новую трактовку. Свою задачу он видит в передаче портретных черт человека в конкретной обстановке и в характерном для него настроении и состоянии. В портрет он всегда вводит часть интерьера или отдельные предметы, которые раскрывают привычки и интересы человека. Художнику интересно средствами живописи показать духовную связь модели с окружающей средой. Многие годы Браговский работал в Переславле-Залесском, где в 1957 году открылся Дом творчества художников России. Там он учился на пленэре писать природу цельно, без лишних подробностей. Пейзажи, посвященные этому удивительному краю, захватывают энергией, полнокровным ощущением жизни, звучностью красок. По выражению одного из живописцев, работающих вместе с Браговским в творческой группе, «художник думает красками и через них выражает свои чувства. Это важное свойство его творческой индивидуальности». В 1960-е годы художник работает в Доме творчества в Старой Ладоге. Именно там он почувствовал «историческое настроение» пейзажа, которым пронизано все лучшее из созданного Браговским на Ладожской земле. Цветом создается образ величавой красоты родной земли, остро пережитой художником в этой поездке. Из самой живописи рождается ощущение эпического размаха среднерусской природы, неразрывности старины и современности. «Я всегда стремился уходить от украшательства в живописи. Главным для себя считаю передачу в природе чего-то непреходящего, характерного для данной местности. В состоянии мгновения должно раскрываться такое постоянство прекрасного, которое не ослабевает во времени и не зависит от смены вкусов людей», – пишет художник. Художник много ездил по стране, был в Средней Азии и Закавказье, передавая в своих работах национальный колорит в облике и характере людей, специфику местной природы. Художник нашел «свой» пластический и колористический ключ к среднеазиатской природе. Верно найденными цветовыми отношениями, светоносностью красок живописец достигает убедительности художественного образа. С 1948 года творческая и личная судьба художника неразрывно связана с Тарусой. В атмосфере этого старинного приокского городка наиболее полно раскрылась самобытная индивидуальность живописца. Каждой своей новой работой он подтверждает свою убежденность в том, что «самые обыкновенные, привычные черты природы, увиденные по-своему и переданные художественно, всегда будут волновать человека, всегда будут ему нужны». Произведения Браговского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, во многих музеях и галереях нашей страны и за рубежом, а также в частных коллекциях многих стран мира.






версия для печати