«Двое в лодке». Выставка произведений Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 11.03.2008 - 30.03.2008

Российская академия художеств представляет выставку произведений Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина «Двое в лодке».
Действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ Ирина Старженецкая принадлежит к поколению «молодых художников 70-х» - ярких мастеров, внесших в отечественное искусство новое мироощущение, новую стилистику, свое видение истории и современной жизни. На выставках тех лет привлекали к себе внимание ее портреты и автопортреты, странные и беспокойные, построенные на острых, динамичных ракурсах, на образной выразительности пластической формы.
В 1968 году Старженецкая окончила Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, где училась у замечательных мастеров – А.Грицая, Д.Жилинского, С.Шильникова. В течение многих лет она оформляла спектакли в музыкальных театрах страны, но всегда оставалась верна живописи, создав неповторимую, глубоко индивидуальную творческую манеру, свой стиль.
Картины Старженецкой поражают пластической свободой, мощной стихией цвета, который является основой ее живописи. Его тайны она постигала во все периоды своего творчества. Будучи по природе человеком музыкально одаренным, она воспринимает цвет как зримую музыку, пытаясь перевести слуховые ощущения в зрительные. «Мне хочется довести цвет до упора», - признается художница.
В ее палитре используются все возможности цвета, от радужных сочетаний до откровенно черного, в зависимости от мыслей и переживаний, овладевших художником.
С конца 70-х годов она подолгу живет в Тарусе, в собственном доме, ставшем ее второй мастерской. Отталкиваясь от реальных впечатлений, считая, что «жизнь богаче воображения», Старженецкая создает свой уникальный художественный мир. Гармония, просветленность и радость более всего присущи художнице. Ее пейзажи и портреты передают не детали, а состояния природы и человека, которые нередко связаны с каким-то произошедшим событием.
В последние годы Старженецкая пишет цветы. «Я обуреваема цветом, а цветы – это повод», - признается художница. Ее цветы - это не букеты и натюрморты, а часть мироздания, выражение особых душевных состояний, которым вторит природа. Предельно укрупняя план, она создает на холсте композиции, достигая в них подлинного напряжения и драматизма.
В работах последних лет человеческая фигура, птица, дерево, река, облако приобретают характер статичных знаков, вечных элементов жизни.
Художественный дар, высокое чувство нравственности и интуиция отличают творчество Старженецкой. Сама она считает свое искусство оптимистичным. «Я всегда верю, что все будет хорошо, даже если все плохо. Свет, цвет и ритм есть самоценность, удержать и преодолеть которую – смысл моей работы». Современный минимализм и архаика соединились в творчестве Анатолия Комелина. Любимый материал скульптора – дерево. Скульптор работает с ним подобно плотнику. Главный его инструмент – топор. Отказ от лепки, работа в твердом материале, способность увидеть в дереве или камне или случайных, никому не нужных предметах, образы и довести их до нужного звучания отличает творчество Комелина.
«Для меня фигуративность – некий тормоз, - говорит художник. – Он мне дает возможность расширить горизонт моего желания работать. А вещи отвлеченные - они бесконечны». Движение от предметных форм к условно абстрактным, все более простым и лаконичным, позволяет ему выразить простые, емкие, вечные смыслы: пейзаж, дерево, цветок, двое, Благовещение, Жены-Мироносицы… Легкое прикосновение краски к грубой поверхности дерева, и странные композиции из обрубков бревен и досок вдруг обретают теплоту и возвышенность, начинают дышать и жить.
В своей работе Комелин идет не от натуры, а как бы изнутри ее, и не столько ее трансформирует, сколько обнажает ее сущностные свойства. Мера условности в работах Комелина очень высока. По собственным словам художника, форма для него подчинена образу, заложенному в материале.
Веселая изобретательность скульптора соседствует с глубокой серьезной церковной резьбой и органичной образной скульптурой. В 1989 году семья художников приняла участие в восстановлении храма Воскресения Христова в Тарусе. Старженецкая выполнила живописную часть иконостаса, Комелин - работы по дереву и камню, вместе они расписывали храм. В 1991г. художники участвовали в украшении храма Малого Вознесения на Большой Никитской улице в Москве. Им пришлось не только изучить исторический опыт церковного искусства, но и познать сложнейшую проблематику православных канонов. Росписи Старженецкой – это одновременно и традиционные канонические иконы, и философско-содержательные картины о человеке, природе, вселенной.
В работах художников отразились достижения мастеров в цвете и пластике. В то же время церковное искусство повлияло на их станковое творчество.
Погруженность Комелина в древнерусское искусство не стилизация, а пережитое, пропущенное через все свое существо, подлинные работы. Он создает все новые, не заимствованные сюжеты в каменных рельефах, иконостасах, поклонных крестах.
В экспозицию вошли каменные рельефы мастера, которые будут установлены в храме Воскресения Христова в Переделкине.
Ища в христианстве нравственную опору в жизни и творчестве, Старженецкая избегает в своем творчестве открытых религиозных сюжетов.
Художники постоянно участвуют в различных благотворительных мероприятиях в помощь больным детям, в выставках-аукционах «Дар участия», организованных Обществом помощи Тарусской больнице.
Уроки древнерусской иконописи использовались Старженецкой со свободой и мощью зрелого мастера. Как и ее древние предшественники, она тонко чувствует звучание красок (здесь и известный рублевский «небесный голубец»), их непосредственное воздействие на эмоциональное состояние человека.
В 2003г. И.Старженецкая и А.Комелин награждены медалью Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени. В 2004г. им присуждена золотая медаль Российской академии художеств.
Работы художников находятся в собраниях крупнейших музеев нашей страны и за рубежом: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства и других, а также в частных коллекциях многих стран мира.








версия для печати