«Есть целый мир в душе твоей…». Выставка проведений Игоря Обросова в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 12.02.2008 - 13.03.2008

12 февраля 2008 годав в Российской академии художеств по адресу: ул.Пречистенка, 21 открылась выставка произведений народного художника РСФСР, действительного члена Российской академии художеств Игоря Павловича Обросова «Есть целый мир в душе твоей…».

Народный художник РСФСР, действительный член Российской академии художеств, действительный член Российской академии словесности, лауреат Государственных премий СССР и России Игорь Павлович Обросов - крупнейший мастер современного отечественного искусства, живописец, график и литератор. Его работы появились на выставках в 1950-е – нач.1960-х годов, когда в искусстве зарождался «суровый стиль», и главным для художников становилось изображение правды жизни и личное суждение о ней. Именно тогда Обросов обратился к крестьянской теме, образу русской деревни, которая проходит через все творчество мастера.

В экспозицию вошли живописные и графические произведения, созданные в 1960-е – 2008 годы, из собраний российских музеев и творческих союзов, а также из коллекции самого художника.

Выставка ретроспективная, масштабная, пронизанная эпическим звучанием, дает полное представление об основных направлениях творчества художника, о круге его интересов. За плечами – годы напряженного труда, раздумий о жизни и об искусстве, многочисленные полотна, статьи, книги, кинофильмы. Нравственные и эстетические позиции Обросова остаются неизменными на всем протяжении его творчества, и на своей выставке он предстает как художник-мыслитель, философ, серьезно раздумывающий о судьбе русской деревни, о жизни простых людей, о предназначении человека на земле.

В начале экспозиции представлен «Портрет И.П. Обросова. Думы о русском селе» Б.М.Неменского, который убедительно раскрывает внутренний мир художника, его органичную неразрывную связь с родной землей.
И.П.Обросов родился в 1930 году в Москве. В 1954 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б.Строгановское). В то время там преподавали такие известные мастера изобразительного искусства как П.Кузнецов, С.Герасимов, Е.Белашова, Г.Марков, Е.Тейс, Г.Мотовилов. Своими духовными наставниками художник считает К.Петрова-Водкина и А.Дейнеку.

Начиная с 1960-х годов художник подолгу живет в деревне, входя в повседневные дела и заботы сельских жителей, остро переживая новое для горожанина ощущение жизни на земле. В рисунках и картинах тех лет он передает поэзию неторопливой крестьянской жизни, любуется «крепостью мужицкого хозяйства». В них – стремление художника выявить «индивидуальность» каждой деревенской избы с ее бревенчатой кладкой, всякого предмета сельского быта и вместе с тем – обобщение натурных впечатлений,размышление о корнях и исконных народных традициях.

Полотна художника последних лет пронизаны более сложным восприятием мира. Равнодушие человека к природе, разрыв патриархальных связей, утрата национальных корней образуют подтекст этих работ. Умиротворенность и гармония ранних деревенских пейзажей сменилась тревожными интонациями. С грустью и болью говорит художник о русской деревне, ее сегодняшнем плачевном состоянии. «Многое исчезает, дряхлеет, разрушается», - говорит он. Целый цикл работ последних лет посвящен этой теме. Обросов убежден, что художник, как никто другой, ответственен за духовный мир своего народа, своего поколения. В своем творчестве Обросов раскрывает эти непреходящие духовные, культурные, нравственные ценности простого русского народа.

«Павел Корин написал цикл работ под названием «Русь уходящая», а моя задача создать цикл «Русь настоящая», - говорит художник. И он этот цикл создает, пополняя его новыми работами. Трагическим ощущением проникнута скорбная «Поминальная вечеря», главные героини которой - русские женщины, вдовы, трудом и заботой которых еще живет деревня, и чья обездоленность болью отзывается в душе художника.


«Каждый из людей должен иметь свою, только свою землю, навсегда привязавшую его к себе, давшую ему – человеку, художнику – духовную пищу для жизни и для работы. Взамен же он воспевает эту землю, навеки отмечая ее на карте», – эти слова звучат как творческое кредо мастера. Главное, по мнению Обросова, привнесение добра, помощи и поддержки людям, чувство сопричастности родной земле.

В экспозиции также представлены работы, в которых художник обращается к трагическому периоду отечественной истории – сталинским репрессиям. Эта тема для художника глубоко личная. В 1937 году был приговорен к расстрелу «за контрреволюционную деятельность» его отец - Павел Николаевич Обросов, известный врач-хирург, профессор, директор Института им. Н.В.Склифосовского.

Пронзительная искренность и глубина сопереживания отличает строгие до аскетизма картины, построенные на контрастах черного и белого, символически разделяющих жизнь и смерть, добро и зло, верность и предательство – невероятно сложный и противоречивый спектр человеческих чувств и нравственных категорий. Сам художник – живой свидетель тех чудовищных преступлений. Автобиографичен триптих «Посвящается профессору П.Н.Обросову – отцу и маме»: в последний раз обернулся арестованный отец, глядят ему вслед жена и сыновья, младших из которых – семилетний Игорь. Страшные сцены унижений и издевательств над беззащитными узниками запечатлены в картинах о ГУЛАГе.


Пронизанные напряженной экспрессией, его картины предельно эмоциональны, просты по композиции и цветовому решению. Образы воспоминаний черно-белые, словно напечатанные на негативах памяти. Только иногда возникает цвет, который еще больше подчеркивает драматизм произведений. «И не найдется такой силы, которая смогла бы заслонить, перечеркнуть пережитое и прочувствованное», - писал художник. Смысл этой трагической серии в том, чтобы она не только напоминала о страшных преступлениях в прошлом, но и воспринималась как предостережение нашим современникам.

Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных в творчестве Обросова. Его детство прошло с матерью, военным врачом, в госпиталях и больницах, она всегда была образцом нравственной чистоты и высокой духовности. Прошлое дано в необычном, укрупненном ракурсе. Монументальный триптих «Женщинам Великой Отечественной войны посвящается» - это картины-притчи о стойкости человеческого духа в схватке с силами зла.

Произведения Обросова далеко выходят за рамки личностных, семейных воспоминаний, в них с поразительной искренностью отражена трагическая судьба целого поколения соотечественников. Они обращены к нашей памяти и совести.

Подлинным откровением воспринимаются на выставке портреты художника, которые потрясают подлинным драматизмом и пластической силой. Обросов обращается к образам своих выдающихся современников, которые являются олицетворением духовно-нравственных ценностей (В.Попкова, В.Астафьева, А.Солженицына, Б.Васильева, Б.Ахмадулиной, Т.Салахова, И.Голицына, Н.Кушлинского, В.Шумакова и др.). В композиционных портретах-картинах детали интерьера, пейзаж не менее красноречивы, чем сам человеческий образ («В.М.Шукшин. Покинутые дома»). Художник выражает внутреннюю суть портретируемого, до предела обостряя самое яркое, значительное, острое в человеке. Он испытывает глубокую сопричастность судьбам изображаемых людей, ищет духовную опору в тех, кто ему интересен и дорог.


Во многих работах Обросова запечатлена Москва. В городских пейзажах все предельно узнаваемо, и все же это не простой натурный мотив, столица словно очищена от всего мелочного, повседневного, наносного. Художник выбирает близкие ему по духу места – Патриаршие пруды, Нескучный сад, московские набережные, улочки и переулки. Выразителен живописный цикл о Норвегии. Скорбная картина «Жизнь кончена…» посвящена последним минутам жизни Пушкина.

Произведения И.Обросова находятся в собраниях крупнейших музеев страны - Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, во многих отечественных и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях.

«Есть целый мир в душе твоей…», - эти строки замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева, высокая поэзия которого близка художнику, взяты эпиграфом к выставке. Они перекликаются с тем, что зритель увидит – целый мир чувств, переживаний, откровений художника Игоря Павловича Обросова.

Игорь Павлович Обросов поражает не только как автор замечательных полотен, но и как человек неукротимой энергии, для которого понятия добра, красоты и любви не просто слова. Он занимается благотворительной деятельностью в своей деревне Обросово, участвуя в создании художественной школы, восстановлении храма, помогая людям на родной земле возродить духовные ценности.






версия для печати