«Один день лета». Видеоинсталляция Татьяны Назаренко в «Айдан Галерее»

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Галерея «Айдан» (г. Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1/8с9)
Сроки проведения: 16.01.2008 - 26.01.2008

15 января 2008 года в «Айдан Галерее» открылась выставка заслуженного художника России члена, Президиума Российской академии художеств Татьяны Назаренко «Один день лета». Татьяна Назаренко представила видеоинсталляцию, которая посвящена этому времени года.

«Моя инсталляция посвящена одному долгому летнему дню – это одно из таких мгновений, которое хочется остановить, чтобы оно не заканчивалось никогда. В зале построен макет домика, мы находимся в нем, а в его окнах видим лето. В одном окне – утро, в другом – полдень. Мы идем купаться, слышим шелест трав и видим яркое сияние солнца. А потом приходим в соседнюю деревню, садимся за накрытый стол, слушаем песни о лете. После все заканчивается. Четвертое – это закат. Моя видеоинсталляция – это состояние счастья и желание того, чтобы лето не заканчивалось» - рассказала автор в интервью радио «Культура».

Дело было летним днем – когда бабочка хлопала крылышками на оконном стекле, девушка загорала обнаженной на берегу реки, женщина, улыбаясь, пела о счастье, которое приносит лето, в то время, как люди слушали ее и радовались, а солнце клонилось к закату. С помощью своей видеокамеры Татьяна Назаренко запечатлела эти фрагменты одного летнего дня лета своей жизни и построила избу, чтобы сохранить их. Зрители приглашены отметить с автором красоту этого дня. Они могут наслаждаться угощением, но не проникнуть внутрь домика. Наблюдать образы лета возможно только снаружи, через окна. Таким образом, необходимо пребывать на границе между публикой и жизнью, заключенной внутри деревянной избушки. И по очень простой причине: художник просит посетителей уделить особое внимание и сосредоточиться на том, что происходит внутри. Но Назаренко не стремиться заставить зрителя подсматривать, она только хочет, чтобы то, что она сочинила с помощью своей видеокамеры, была бы воспринято. Более чем что-либо еще, Один день лета – визуальная поэма. Она повествует о таких простых вещах в такой же незамысловатой, инстинктивной манере, которую можно было бы назвать «примитивной» в смысле жанра – то есть с грубым монтажом, отсутствием визуальных эффектов, съемкой статичной камерой. Но иначе и быть не могло. Самое главное здесь – быть правдивым по отношению к жизни. Сюжеты Назаренко – не выдуманные развлекательные истории. Напротив, она не боится показывать образы, которые кому-то могут показаться скучными. Она дает себе слово не лгать. В конце концов, это и есть главная задача искусства – показывать жизнь такой, какова она есть. И поэтому же здесь нет никакого единого повествования, со своим начало и концом, которое разворачивалось бы по стенам избы. Все начинается прямо в середине, как и лето – в середине календарного года. События, произошедшие летним днем – живые свидетельства определенного этапа жизни. Лето – столь долго ожидаемое время года, которое приходит после холодной и длинной зимы и проснувшейся короткой весны. Это время разума и полного осознания своих возможностей. Лето – это, помимо всего прочего, состояние души, которая постоянно взыскует сути явлений. И, случается, что люди живут в своем лете в ожидании чего-то экстраординарного, что могло бы произойти. Пока они этого ждут, они испытывают потребность в поэзии – той поэзии, что мы находим в образах заката и хлопающей крыльями бабочки – и стараются быть счастливыми: угощаться на открытом воздухе, распевать песни, танцевать. Пока они ждут, жизнь идет своим чередом. Закат уже виден, прекрасный и тревожный одновременно, как напоминание о том, что когда-то придут сумерки, но не сейчас, а потом, одним осенним днем. А потом и ночь. Застывшая в неопределенности ожидания, деревянная избушка Назаренко существует в каждом из нас. Портреты людей и природы, проецирующие на ее стены, выходят за пределы конкретной географии: деревенской России, где художник уже живет последние двадцать лет. Назаренко не интересует народная душа. Она занята чем-то более существенным – она открывает свою.

Антонио Джеуза





версия для печати