Выставка произведений Д.Белюкина «Тихая моя Родина» в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)

Сроки проведения: 18.04.2006 - 14.05.2006

Российская академия художеств, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе, общественный фонд «Центр национальной славы России», а также студия военных художников им. М. Б. Грекова представляют выставку произведений известного московского живописца и графика, народного художника России Дмитрия Белюкина «Тихая моя Родина …». Эта выставка является частью большого проекта «Национальная слава России», возрождающего традиции передвижных выставок. Более 500 тысяч зрителей Тамбовской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской и Тульской областей познакомились с творчеством этого художника.
Дмитрий Белюкин – известный московский художник, получивший широкое признание не только среди профессиональных кругов, но и самого широкого зрителя. Д. Белюкина можно считать верным и убежденным последователем традиций русской реалистической школы. Круг творческих интересов художника чрезвычайно широк: он создает исторические и жанровые композиции, пишет портреты, пейзажи, натюрморты, работает в книжной графике. В экспозиции представлено более 150 произведений живописи и графики, созданных в разные годы.
Д. Белюкин родился в Москве в 1962 году, закончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова по факультету живописи по классу И. С. Глазунова в 1986 году, затем стажировался в творческой мастерской Российской академии художеств у академиков А.П. и С.П. Ткачевых. С 1999 года работал в студии военных художников им. М. Б. Грекова, принимал активное участие в художественных выставках как в нашей стране, так и за рубежом. Формированию творческой личности молодого художника способствовало также влияние отца, талантливого художника-графика А. И. Белюкина. Именно вместе с отцом Дмитрий начал работать в конце 90-х годов над иллюстрациями к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Книга увидела свет в 2002 году.
С самой ранней юности Д. Белюкин ставил перед собой масштабные задачи, тяготея к большим темам. Впечатляющих творческих результатов добился художник в работе над исторической картиной. За каждым полотном стоит серьезная работа по изучению эпохи, событий, документального материала. «Я очень люблю историю, но, работая над картинами из жизни ХVIII-ХIХ веков, все равно говорю о дне сегодняшнем, нашей боли и радости. История современна – все повторяется. Для меня прошлое нашей великой страны живо: все пульсирует – то в одной, то в другой эпохе вспыхивают яркие личности, замечательные по художественной красоте и силе события», - так говорит художник.
Одним из проявлений интереса Д. Белюкина к замечательным личностям в отечественной истории стала его «Пушкиниана»: от дипломной работы, крупноформатной композиции «Смерть Пушкина» до развернутого цикла иллюстраций к «Евгению Онегину». Эти иллюстрации своим стилем, проникновением в историческую эпоху, искренностью и изяществом сродни пушкинской поэзии. Художник любовно воссоздает подробности ушедшей жизни позапрошлого века, виды Москвы, Петербурга, провинции. Д. Белюкину удалось главное: передать лирическую стихию пушкинского повествования, во многом благодаря мастерской передаче красот русской природы с ее прозрачной весной и снежной зимой, пышным летом и золотой осенью. Имеет большое значение и техника, в которой выполнены иллюстрации – темпера с ее плотным красочным слоем делает осязаемым изображение, а акварель с ее прозрачностью способствует впечатлению воздушности, легкости, гармонии.
Кроме книжных иллюстраций, на выставке есть ряд живописных работ на пушкинскую тему, включая упомянутую дипломную работу «Смерть Пушкина», в которых художник также очень точно передает стиль эпохи, ее аромат и своеобразие.
В своих работах художник нередко обращается к трагическим страницам в истории России ХХ века, пытаясь понять истоки и причины этих катаклизмов. Об этом свидетельствуют такие произведения как групповой портрет «Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна», знаменитое полотно художника «Белая Россия. Исход», над созданием которого художник работал более трех лет, а также отдельные работы из серии «Отечественная война 1812 года», в частности, «Портрет есаула Сухова». В своём историзме Д.Белюкин предельно точен. Как уже отмечалось, за каждым полотном стоит серьёзная работа по документальному изучению эпохи – событий и материальной культуры. Эти полотна отмечены напряженным, философским подтекстом, попыткой отразить глубины национального самосознания.
Особо следует отметить созданный художником цикл произведений «Святые места Православия», который насчитывает более 100 произведений. Это такие пейзажные картины как «Панорама Афона с вершины Святой Горы», «Рассвет на Синае», «Печоры. Вечерний Благовест», «Дорога к Храму», «Свято-Пантелеймонов монастырь ранним утром», «Иверская икона Божьей Матери «Вратарница», «Храм Панагии на рассвете» и др. Пейзажи святых мест для художника, по его выражению, - «это взгляд издалека с надеждой и радостью, это ожидание чуда. При непохожести ландшафтов, архитектуры и внутреннего убранства монастырей и обителей – они все невероятно живописны и красивы, очевидно потому, что Святыня не бывает некрасива». Д. Белюкин сам принимал участие в паломнических поездках. Его картины украшают Сретенский монастырь в Москве, Свято-Успенский в Печорах, Иверский монастырь на Валдае. Как православного человека и талантливого художника Д. Белюкина высоко ценят многие здравствующие иерархи как русской, так и зарубежных православных церквей.
Главным героем пейзажей Д. Белюкина является Родина, родная земля. В них царит гармония лирического переживания и раздумья. Это пейзажи настроения, в которых авторская эмоция и жизнь природы оказываются в нерасторжимой связи и органическом единстве. «Тихая » Родина на полотнах Д. Белюкина – это не только обжитой и хорошо знакомый уголок природы, это вся Россия, представленная в многочисленных пейзажах и исторических полотнах широко и мощно. В экспозиции представлена серия портретов известных представителей духовенства - «Портрет Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», «Владыка Нифон. Проповедь», «Портрет владыки Псковского Великолужского Евсевия». Д. Белюкин является почетным членом Пушкинской и Петровской академий. Работы Д. Белюкина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С.Пушкина и во многих других музеях и художественных собраниях, а также частных коллекциях России, Западной Европы и США. Дмитрий Белюкин не успокаивается на достигнутом, он постоянно совершенствует свое мастерство. Художник считает, что залог успеха – терпеливый и длительный труд, поэтому его фраза – «Вдохновение должно застать меня за работой» как нельзя лучше характеризует творческое кредо художника. Отдел информации Российской академии художеств.






версия для печати