Живопись и графика Николая Пономарева.

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Выставка произведений Николая Афанасьевича Пономарева (1918-1997) организована Российской академией художеств, чтобы по прошествии многих лет вспомнить этого замечательного художника, графика и живописца, творчество которого является классикой русской художественной культуры.

Н. Пономарев был человеком, обладавшим разносторонними знаниями и даром организатора, крупным общественным и государственным деятелем, талантливым и чутким педагогом. Н. Пономарев принадлежит к поколению художников, которое пришло в искусство в первые послевоенные годы.

Он родился в 1918 году в г. Александр-Грушевский (Шахты). В 1946 году окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, в 1950 – аспирантуру этого же института. После защиты кандидатской диссертации остался преподавателем графического факультета. Ученические годы были временем приобщения к высокой живописной и графической культуре. Многие годы его преподавательская деятельность проходила в тесном контакте с блистательным рисовальщиком - М. М. Черемныхом. Среди учителей можно назвать таких крупных мастеров как К. Н.Истомин, А. А. Осмеркин, П. Я Павлинов, Н. Э. Радлов и др. С 1947 года Н. Пономарев – участник многих республиканских и всесоюзных художественных выставок. К числу первых графических работ относятся серии о людях, рядом с которыми прошло детство художника – «Шахтеры Донбасса», «Донбасс восстанавливается», выполненные черной и цветной гуашью, и др., показанные на Всесоюзной художественной выставке 1947 года, принесли художнику значительный успех. Уже в этих ранних работах художник добивается выразительности жеста, цельности восприятия изображения.

По мере роста мастерства художник ставил перед собой более глубокие и сложные художественные задачи, главной из которых являлось умение отбирать и обобщать главное в ясной и цельной пластической форме. За серию рисунков «Шахтеры Донбасса» в 1951 году Н. Пономарев был удостоен Государственной премии СССР. Тема труда была ведущей в творчестве художника. В сериях «Волго-Дон» (1951), «О людях советской России. Рыбаки» (1964), «Паруса Подмосковья» (1969) можно видеть, как ничем не примечательный внешне сюжет наполняется человеческим чувством и поэтической глубиной. Николай Афанасьевич много ездил по нашей стране, бывал в многочисленных зарубежных поездках. Классикой отечественного искусства стали серии гуашей, монотипий и рисунков «Северный Вьетнам», «По Индии», «По Японии», «ОАР. Дорога к Асуану». «Болгария», «Подмосковье» и др. Каждая из серий – проникновенная поэма о стране, ее людях, природе. Серия «Северный Вьетнам» отличается совершенством графического языка, строгой продуманностью композиций, богатством, разнообразием и красотой цвета, достоверностью и правдивостью всех деталей. Это был несомненный и большой успех художника, свидетельствующий о высоком профессиональном мастерстве. Многие рисунки о Северном Вьетнаме художник перевел в материал, создав цветные литографии. В индийском цикле, в этюдах с натуры восхищает умение несколькими прикосновениями воссоздать полные жизни сценки, портреты, пейзажи. Выбор техники исполнения оказывается всякий раз очень органичным.

Серия монотипий по Египту - жанровые сюжеты, пейзажные зарисовки отражают Египет древний, тысячелетний, и новый, современный. Эти работы отличаются проникновенностью и тонкостью восприятия, глубиной выражения, поэтичностью. Любимые техники Н. А. Пономарева - тушь, уголь, гуашь, темпера, которыми он владел с виртуозным мастерством. Несколько раз на протяжении своего творческого пути Пономарев обращался к книжной иллюстрации. В своей дипломной работе – литографиях к «Избранным рассказам» Н. С. Лескова (1946), а также рисунках тушью и гуашью к автобиографической повести Ф. Гладкова «Вольница» (1956). В иллюстрациях художник стремился отразить основную коллизию произведения, узловые моменты повествования. В пределах черно-белой гаммы («Вольница») художник достигает тонального богатства, позволяющее передать все нюансы настроения. Изящество, высокая графическая и живописная культура свойственны портретным образам Н. Пономарева. Станковых портретов у него сравнительно немного, и, как правило, это люди близкие. Среди ранних живописных работ наиболее интересен портрет матери (1954-1955), в котором отражен и характер, и судьба, и раздумья о жизни. В «Портрете Наташи», дочери художника прослеживается явное любование своей моделью. Этот образ, полный очарования, отличается тонкой лиричностью и эмоциональностью. Образ хирурга Савельева передает строгость и сосредоточенность натуры, волевой характер портретируемого. Пономареву удаются портреты «быстрые», он находит в них и остроту внешней характеристики, и внутреннее сходство. Выполненные с присущей ему свободой, они сохраняют ощущение непосредственной встречи с моделью. Такими являются портреты индийских художников, рисунки простых людей.

Большими достижениями стали картины (темпера на оргалите) «Патриаршие пруды. М. Булгаков», «Командарм С. М. Буденный», «М. А. Шолохов», «Нина», работы из серий «На Дону», «Киргизия», «Чолпон-Ата» и др. В работе «Патриаршие пруды. М. Булгаков» Пономарев создал психологически сложный, неоднозначный по настроению образ великого писателя, ставший одним из лучших произведений в отечественном искусстве. Личные человеческие качества Николая Афанасьевича, принципиальность и широта его взглядов, образованность способствовали тому, что на протяжении 20 лет он возглавлял Союз художников СССР, а в последние годы Российскую академию художеств. Он был подлинным интеллигентом, человеком широко, по-государственному мыслящим. Многие годы Н. А. Пономарев преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова, являлся руководителем творческой мастерской графики и выпустил несколько поколений талантливых художников-графиков. В 1945 году в составе группы художников, реставраторов и искусствоведов Н.А.Пономарев был командирован в г. Дрезден для участия в поиске и спасении картин Дрезденской галереи и сопровождении художественных ценностей в Москву. Встреча с творчеством Н. А. Пономарева после долгого перерыва доставит радость многим почитателям таланта этого крупного мастера, заставит вспомнить яркие эпизоды нашей жизни, отраженные художником средствами искусства.














Возврат к списку

версия для печати