Выставка произведений Жака Ихмальяна (1922-1978) в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения:20.10.2005 - 06.11.2005


Российская академия художеств, Государственный музей искусства народов Востока и галерея «ЛЕЗ ОРЕАД» представляет выставку произведений Жака Ихмальяна. Жак Ихмальян – художник редкого живописного дара. В его творчестве органично соединились новаторские поиски европейского авангарда начала ХХ века и классические традиции искусства Востока. В работах художника чувствуется влияние живописи французских фовистов с их экспериментами в области формы и колорита. Его вдохновляла и армянская средневековая книжная миниатюра с ее филигранным рисунком и совершенством композиции. Художник, рано ушедший из жизни, оставил после себя огромное творческое наследие – более 2 тысяч произведений. На выставке представлена лишь небольшая часть этого наследия. Но и она дает полное представление о личности художника, его самобытной творческой индивидуальности.
Биография художника неординарна, полна сложных жизненных коллизий. Он родился в Стамбуле в 1942 году. Учился в частном французском католическом лицее, поступил в Стамбульскую академию изящных искусств, где был одним из лучших студентов. За активную политическую деятельность был арестован и несколько лет провел в тюрьме. Эмигрировав из Турции, жил в разных странах: Сирии, Ливане, Польше, Китае, с 1961 года - в России, работал на радио, преподавал в Институте восточных языков. И никогда не прекращал творческой деятельности, создавая живописные полотна, великолепные рисунки, книжные иллюстрации. Был принят в члены Союза художников СССР. Скончался в 1978 году в Москве. Похоронен в Ереване.
В своих работах Ихмальян постоянно обращался к воспоминаниям детства и юности. Любимые герои его полотен – женщины Востока, мудрые и печальные, дети, крестьяне, цирковые артисты, которых он любил за бескорыстное служение искусству. В автопортретах он передавал то главное, что определяло внутренний мир художника.

Ихмальян выражал в своих картинах - фантазиях философское отношение к жизни, виртуозно овладев искусством пластической метафоры. Поражает умение художника создать полнокровный образ минимальными выразительными средствами. Из своих картин он убирает все лишнее, исключает подробности и детали. «Мне хочется добиться выразительности методом исключения. Это испытанный прием. Только главное! Только главное! – я часто повторяю эти слова во время работы».
В своих работах художник передает красоту жизни, признаваясь в своей любви ко всему земному. Женщины в них изящны и возвышенны. Если он рисует море - то это живая, страстная стихия, если рисует лошадей – они пластичны и грациозны, если изображает городские улочки – они манящи и таинственны. Ради предельного образного обобщения он отказывается от внешней эффектности. Картины художника обретают поэтическое, глубоко личностное звучание, в них пульсирует жизненная энергия художника.

В некоторых работах обобщенность доходит до знака. Только одним касанием кисти добивался он предельной выразительности. Но в это касание он вкладывал всю свою жизнь, свою любовь к тому, что хотел воплотить в картине. Через глубину и насыщенность цветовой гаммы, свободную манеру письма художник передавал на холстах свои чувства и переживания.
Ихмальян писал, что любая фантазия может стать правдой искусства, если художник искренен. Его работы – словно единая серия воспоминаний об увиденном, пережитом, прочувствованном.
Ритм его картин то мягкий и спокойный, то напряженный, когда каждая линия натянута, как стрела. Движение в них ощущается почти физически. Художник словно вовлекает зрителя в происходящее действие, пишет так, как пишут воспоминания, когда наиболее яркие впечатления становятся доминирующими. Отсюда – предельная выразительность лиц и фигур, несмотря на то, что все написано очень просто. Кажется, что художник выражает живописью больше, чем изображает, пронизывая картины своими размышлениями о судьбах людей.
Художник постоянно экспериментировал с различными материалами и техниками, создавал живопись на металле, пластике, картоне, рисовой бумаге и т.д., занимался выжиганием по дереву. В ряде работ он соединял живописные и графические элементы. Обозначая предметы на фоне ярких цветовых пятен с помощью мощных темных контуров, он придавал образам особую экспрессивность. Великолепна его станковая графика, в которой он максимально использует возможности лаконичного, резкого, точного рисунка.
Полотна Ихмальяна отличаются высоким уровнем живописной культуры. С большим успехом его персональные выставки проходили во многих городах Европы и Америки: Москве, Ереване, Эчмиадзине, Баку, Тбилиси, Анкаре, Стамбуле, Тулузе, Париже, Ницце, Лондоне.
Произведения мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока, Музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки, Астраханской картинной галерее имени Б.М.Кустодиева, Государственной картинной галерее Армении, музее Эчмиадзинского кафедрального собора, в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
В открытии выставки приняли участие вице-президент Российской академии художеств Т.Т.Салахов, исполняющий обязанности генерального директора Государственного музея искусств народов Востока Т.Метакса, директор галереи"LES OREAD" Л.Славинская.






версия для печати