Выставка «Академия художеств. История в фотографиях. 1850-1950 гг.» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 07.06.2005 - 28.08.2005

Выставка «Академия художеств. История в фотографиях. 1850-е – 1950-е годы» открылась в преддверии 250-летнего юбилея Академии, основанной в 1757 году в Санкт-Петербурге по инициативе одного из самых просвещенных людей своего времени И.И.Шувалова. Деятельности нового учебного заведения и творчеству художников, получивших образование в его стенах, посвящены тысячи научных исследований и популярных изданий. Со второй половины ХIХ века история Академии нашла отражение в фотографиях, сделанных крупнейшими отечественными фотографами: К.Буллой, И.Бианки, М.Брейтаксом, Ф.Николаевским, А.А.Павловичем, Н.Разговоровым, С.Гасиловым и др.

В экспозицию выставки, подготовленной Научно-исследовательским музеем Российской академии художеств, вошло около 200 фотографий из государственных архивов и частных собраний. Они освещают будни и праздники Академии, работу учебных мастерских, занятия в натурных классах, выставки и концерты, благотворительные балы, парадные ужины – все то, чем жила Академия в эти годы. На фотографиях можно увидеть президента Императорской академии художеств великую княгиню Марию Павловну и знаменитых гостей – Федора Шаляпина, балерину Кшесинскую, певца Собинова. Руководители мастерских постоянно фотографировались со своими воспитанниками. Профессор И.Е.Репин представлен в окружении многочисленных учеников, среди которых - И.Браз, Б.Кустодиев, Ф.Малявин, А.Остроумова-Лебедева. На снимках, сделанных в мастерских, в чайных комнатах, в выставочных залах, можно увидеть вместе со студентами одного из самых любимых профессоров – А.И.Куинджи, глубоко почитаемого П.П.Чистякова, известного В.Е.Маковского, изысканного Д.Н.Кардовского и других преподавателей. Сами воспитанники, казалось, стремились запечатлеть каждый свой шаг, при этом они делали шуточные постановки с натурщицами, одевались в нелепые, смешные костюмы. Весь этот разнохарактерный материал позволяет увидеть Академию наполненной жизнью, получить представление о разнообразии и богатстве ее профессиональной и общественно - культурной деятельности.

 Несомненный интерес вызывают фотографии строгого и величественного академического здания, уникальных интерьеров Музея и библиотеки, виды Васильевского острова, где располагалась Академия. К самым ранним снимкам относится, например, сделанная И.Бианки фотография Благовещенского (Николаевского) моста и стоявшей на ней часовни. Из окон парадного зала можно было наблюдать наводнения, которые нередко происходили в Петербурге, работу дровяной биржи у пристани со знаменитыми сфинксами, переправу на маленьких пароходах и лодках через Неву и другие события - эта повседневная часть быта академических воспитанников и служащих нашла отражение в фотографиях.

К «ленинградскому» периоду истории Академии относятся фотографии, посвященные первым послереволюционным десятилетиям. На них отражены занятия со студентами таких известных художников, как И.И.Бродский, А.А.Осмеркин, И.Я.Билибин, Н.А.Тырса, К.И.Рудаков, спортивные занятия в бывшей академической церкви и в парадных залах музея, где раньше экспонировались произведения искусства. В 1933 году была образована Всероссийская Академия художеств. Ее директором стал И.И.Бродский, ученик Репина, официально признанный советский художник, автор полотен на историко-революционные темы. Он привлек к преподаванию известных художников, прошедших школу старой академии. Начали налаживаться учебный процесс и академический быт. И по-прежнему все последовательно фиксировала фотография.

Потрясают фотографии, сделанные С.Г.Гасиловым в блокадном Ленинграде, в которых он запечатлел полную драматизма жизнь профессоров, сотрудников музея и библиотеки, не уехавших в эвакуацию в Самарканд. На групповых снимках послевоенных лет радостные, веселые, полные жизни студенты сидят и стоят в непринужденных, часто шутливых позах. Фотолетопись Академии составилась благодаря работе замечательных мастеров фотографии. К сожалению, многие фотографии не подписаны. Больше всего аннотированных снимков сделаны К.К.Буллой. Будучи придворным фотографом, он много работал в учреждениях, которые курировал Императорский двор, в том числе и Академию. Большому мастеру особенно удавались сложные многофигурные композиции. Представленные на выставке фотографии позволяют увидеть жизнь Академии художеств непредвзято, с малоизвестными теперь подробностями быта, такой, какой может зафиксировать ее только фотокамера. Академия предстает в разных, иногда в неожиданных аспектах: виды здания и его интерьеры, учебные мастерские, выставки, официальные церемонии и праздники, а самое главное – живое человеческое общение между профессорами, воспитанниками, служащими, натурщиками и друзьями Академии. Каждый сюжет, попавший в объектив фотоаппарата, со временем приобретает историческую и художественную ценность. В экспозицию включены и некоторые живописные работы – этюды и композиции воспитанников Академии, которые помогут зрителю ощутить неповторимый дух того времени.

Дополнительно:www.nimrah.ru





Возврат к списку

версия для печати