Выставка произведений Вадима Кулакова в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 22.03.2005 - 10.04.2005

Выставка произведений народного художника Российской Федерации, члена – корреспондента Российской академии художеств, известного московского художника–монументалиста Вадима Алексеевича Кулакова приурочена к 65-летнему юбилею мастера. В экспозиции - живописные полотна, акварели, офорты, созданные в 1970-е - 2005 годы, а также проекты и эскизы монументальных работ.
В.А.Кулаков родился в 1939 году в Москве. Окончил МГХИ им.В.И.Сурикова. Его учителями были замечательные художники: М.И.Курилко, П.П.Соколов–Скаля, А.А.Дейнека, М.М.Курилко-Рюмин. В нем рано развился интерес к пространственному мышлению. Уже в первой настенной росписи «Театр» для Всемирной выставки в Монреале (Канада) ярко проявилась эта особенность его образно – пластического дара.
В.Кулаковым создано около 20 крупных произведений монументально – декоративного искусства. Главные из них – комплексное оформление научной библиотеки Томского государственного университета, мозаика в фойе Рязанского театра кукол, в гостинице «Россия», рельефы и флорентийская мозаика в московской гостинице «Президент отель», роспись потолка и стен зрительного зала Саратовского театра оперы и балета, мозаика на фасаде храма Малого Вознесения на Большой Никитской улице в Москве и др. Каждая из этих работ изменяет облик архитектурного пространства, вносит в него новую эмоциональную атмосферу.

Десять монументальных произведений художника удостоены премий Московского союза художников как лучшие работы года.
«Монументальное» и «станковое» - эти разные области искусства в творчестве Кулакова активно взаимодействуют, дополняют друг другу. В своей станковой живописи он строит сложные пространственные композиции, органично включая в них фигуры и предметы. Даже небольшие по размеру, они отмечены монументальностью звучания, обобщенно - декоративным пластическим строем.
По признанию самого художника, он любит заниматься «сложной цветовой аранжировкой холста, угадывать завораживающие метаморфозы тональных и цветовых сочетаний». Его картины отмечены красотой колорита, контрастами света и тени, музыкальным ритмом построения композиции.
Работы последних лет, представленные в экспозиции, посвящены жителям маленьких провинциальных городов и деревень России, их будням и праздникам, их неторопливому и несуетному бытию. В них выражена определенная жизненная философия мастера, в которой свое место занимают вопросы суетного и вечного, земного и небесного, прошлого и настоящего. На фоне среднерусского пейзажа разворачивается жизнь простого человека с его каждодневными заботами и делами. Здесь показан не быт, а бытие, не лица, а лики людей, живущих в душевном согласии с самим собой, друг с другом, с окружающей их природой. Этот мир идеален и возвышен, очищен от всего мелкого и незначительного.
На холстах Кулакова очень много домашних животных, они привносят в них теплоту и жизненную убедительность. В полотнах часто возникает образ деревенской избы, архитектура которой безупречна по простоте и ясности. Яркие, чистые, звонкие краски, которыми художник пишет одежду людей, стены и крыши домов, сообщают полотнам светлое, жизнеутверждающее начало.
Отмеченные общим пластическим поиском, картины Кулакова очень разные по настроению и эмоциональной атмосфере. В них есть и тонкая лиричность («С лошадью»), и мощный драматизм («У колодца»), и глубокая просветленность «Приготовления к празднику» и самих праздников, будь то Яблочный Спас, Святая Троица или Рождество Христово.
Станковым картинам художника присущ особый строй образного мышления, в чем–то отсылающего нас к традициям русского искусства начала ХХ века с их интересом к русскому народному искусству. Его картины вызывают сложные ассоциации, открывают для зрителя мир по-новому, с неожиданной стороны. Кажется, что в своих многофигурных композициях Кулаков балансирует на грани трудно сочетаемого: реальности и фантазии, света и материи, понятного и зашифрованного. Во многих работах композиция построена на противопоставлении четких ритмов силуэтов фигур и безграничных пространств, главное место в которых занимает ясное, излучающее свет небо. Силуэты предельно обобщены, это уже знаки-символы. Люди теряют свою портретность. Они – над-индивидуальны, принадлежат всему роду человеческому.

Художник относится к картине как к сложному визуальному объекту и стремится вызвать отклик в душе зрителя, используячисто живописные средства. В натюрмортах В.Кулаков обращается к тихой жизни вещей и предметов. Любимая тема – цветы. Они в вазах на столе, в женских руках, они «сопровождают» человека по жизни, внося в нее атмосферу праздника, светлой радости и теплоты. Интересна серия «Обнаженных». В каждой работе – свой композиционный ход, ритм, цвет, особое пространство, наполненное светом, благодаря которым наиболее полно и выразительно выявляется пластика человеческого тела. В акварелях Кулакова представлена тема карнавала и театра, позволяющая создать динамичный, полный цветовой экспрессии мир, пронизанный свободной стихией игры. В офортах он стремится выявить сложную архитектонику предметов, неожиданные свето–тональные отношения и контрасты.
В 2001 году В.Кулаков стал лауреатом премии Мэрии Москвы в области изобразительного искусства. Ему присуждена серебряная медаль Российской академии художеств.
Живописные произведения мастера находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в музеях России, Италии, Ирландии, а также в частных коллекциях многих стран мира.






версия для печати