Выставка фотографий Ивана Порто. Фотобиннале -2004.

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)





Выставка произведений Ивана Порто «Фотографии 2000 – 2004» в Российской академии художеств проходит в рамках Пятого Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале - 2004». Иван Порто - известный российский фотохудожник и искусствовед. Окончил Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Кандидат искусствоведения. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Профессионально заниматься фотографией начал в 1960-е годы. Высокий художественный уровень, эмоциональная глубина и содержательность превращают созданные им фотографии в подлинные произведения изобразительного искусства. Выставленная коллекция «артфото» представляет сложный мир образов, балансирующих на тонкой грани между реальным и ирреальным. При этом автор ничего не придумывает. Сама природа, разнообразные предметы внешнего мира становятся героями уникальных фоторепортажей, складывающихся в серии: «Грани реальности», «Форма и цвет», «Анатолийские мотивы», «Античные амфитеатры», «Амфоры», «Лондонские мотивы», «Старые камни», «Красное и черное». От древних античных, христианских цивилизаций до современности – таковы хронологические рамки выставки. Античные боги в произведениях Ивана Порто предстают не воплощением утраченного, некогда процветавшего искусства, а символом красоты, пластики, формы, вечности, победы духа над плотью. Памятники древности в понимании автора - не безмолвные скорбные руины. Случайно увиденная полуразрушенная колонна преобразуется в прекрасную скульптуру, до того совершенны ее пропорции. Греческая амфора поражает пластичностью и разнообразием форм, неповторимостью деталей – ручек, рельефных вставок. Стоит присмотреться к фактуре представленных фотообъектов: шероховатости камня и обожженной глины, красноватому глянцу меди, зеленой патине бронзы, нежному теплу мрамора, тающего на южном солнце. Работы фотохудожника сравнимы с живописными и графическими произведениями, настолько остро поставлена в них задача воплощения художественности. Иван Порто мастерски подмечает четкую графическую архитектонику тех или иных объектов, свободно доводя образ до утонченной эстетической завершенности. Архитектура – особая страсть фотохудожника. Предметами творческого исследования стали памятники архитектуры ХХ века: Киевский вокзал в Москве как образец конструктивизма 1930-х годов и современный лондонский вокзал «Ватерлоо», графическая пластика архитектурных конструкций которого воспринимается как единое целое. В 2003 году за цикл творческих выставок «артфото» Иван Порто был награжден серебряной медалью Российской академии художеств.
Минимализм, достоинство, форма.

На вопросы «ДИ» отвечает кандидат искусствоведения, фотохудожник Иван Борисович Порто, чья выставка «ARTPHOTO», состоящая из нескольких серий, экспонировалась в залах Российской Академии художеств в рамках московского Фотобиеннале 2004. ДИ: Что для вас фотография? - Фотография для меня - жизнь. Я с детства увлекался ей, а точнее, с восьмого класса. Я мечтал поступать во ВГИК на операторский. Но не поступил. После окончания МГУ у меня возникла диллема, продолжать заниматься фото или искусствоведческой деятельностью. Остановился на искусствоведении. Но в 1990-е годы, когда в нашем искусстве появилось такое понятие, как арт-фото, я вернулся к фотографии. Снимая, художник сосредоточен не на сюжетах, а на определенных изобразительных моментах, внутреннем состоянии. Это королевство кривых зеркал, и в нем можно затеряться незнающему. Я снимаю только то, что хочу снимать, к чему лежит глаз, еще нечто другое: у меня часто создается ощущение, что я откуда-то извне получаю импульс. Моя первая персональная выставка, которая называлась «Образы и отражения Венеции», была в Плесе. В Венецию я ездил в связи с венецианским биеннале. Я буквально влюбился в город. Венеция отражается в каналах, как в зеркалах. ДИ: Вы работали в министерстве культуры. Как вам удавалось сочетать два столь разных начала: с одной стороны - административная работа, с другой - творчество? - Работая в министерстве, я всегда считал, и это моя позиция, что должен быть предельно объективен ко всем направлениям, тенденциям, развитиям современного художественного процесса. Ты не можешь и не должен влиять на этот процесс, но обязан не мешать и поддерживать все новое и интерессное. Есть только один критерий - это критерий качества. Например, у нас существует несколько художественных союзов - все они вроде делают одно дело, но при этом находятся в конфронтации. Для нашего искусства необходим слой профессионально крепких художников - кто-то из них слабее, кто-то сильнее, но из этого усредненого слоя вырастают единицы талантливых, которые, по сути, и создают новые веяния в искусстве.




















Все ждали, что в начале века зародится новый стиль. Но весь мир оказался неподготовленным стать на какие-то определенные позиции. Есть новая архитектура, но англичане придерживаются своих традиций, то же в Шанхае, Китае и других странах. Чувствуется, что грядет нечто новое, но это новое не получилось в Миллениум, возможно, оно возникнет позже. Традиционное изобразительное искусство ушло на второй план, стало чисто коммерческим, а современное только-только зарождается. Художников много, союз художников насчитывает более 20 тысяч, по-настоящему новых художников можно посчитать по пальцам. Современных в общеевропейском плане. Для их появления нужны определенные усилия. Главные три проблемы, стоящие перед изобразительным искусством: пополнение художественных коллекций, развитие выставочной деятельности, госстипендии. Но министерство пока не в силах обеспечить достойную поддержку и достойное финансирование. Я рад, что фотография заняла свою нишу в современной культуре, важно, что создали центр фотографии в Петербурге, дом-музей фотографии в Москве, активизировался союз фотохудожников во главе с Баскаковым, фотохудожников стали выдвигать на Госпремии. Вместе с Леонидом Бажановым, когда он пришел в министерство, мы сделали так, что музеи стали покупать фото как самостоятельный вид искусства. На графических биеннале раздел фото является частью выставки. ДИ: Вы первый из фотохудожников получили медаль РАХ? - Да, за выставку «Образы и отражения» на Кузнецком 2003 года. И я очень благодарен Академии за предоставленную возможность выставиться в ее стенах. Для меня эта выставка была ответственной, я подошел к ней не с точки зрения фотографии, а с точки зрения экспозиции. Для меня было важно показать свое творческое кредо и сделать выставку в академическом ключе. Поэтому взял любимую мной и близкую Академии тему Античности. Можно было показать просто «красоту» известных вещей, но я ищу пластические, композиционные решения. Например, я не снимаю амфору целиком, представляя ее округлым сосудом, а лишь некоторые ее части, фрагменты, необычные ракурсы, красоту фактуры. ДИ: Кто из мастеров является для вас, как для фотохудожника, эталоном? - Из старого поколения я могу назвать Родченко, Лисицкого, Ильфа, который обладал новым фотографическим видением, сходным с графическим. Из современных художников моим кумиром является Борис Савельев. Это художник с большой буквы, прекрасный печатник, человек с хорошим вкусом. ДИ: Ваше творческое кредо? - Я себя могу назвать формалистом в фотографии. И считаю, что формальное начало в искусстве очень важно. Знаете, я человек толстый, добрый, несколько воальяжный, но в искусстве я минималист и люблю аскетизм. Искусство не должно быть многословным, оно должно быть выразительно своими формами, своими линиями, цветом, оно должно быть сдержанно и достойно. Ответ на ваш вопрос - минимализм, достоинство и форма. Беседу вела Екатерина Никитина

Журнал "ДИ" 4, 2004






версия для печати