«Новый анимализм». Выставка Александра Белашова в РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения:13.04.2004 - 09.05.2004


Творчество известного анималиста, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РФ, действительного члена Российской Академии художеств Александра Михайловича Белашова хорошо знакомо зрителям. Выставка в залах Академии художеств в апреле-мае 2004 года была посвящена 70-летию мастера. Более 250 произведений, созданных им в разные годы, составили удивительно разнообразную, редкостную по настроению экспозицию. Выполненные в разной технике, различных видах и жанрах изобразительного искусства, они не просто механически соединены - экспозиция, скорее, сравнима с симфонической поэмой о мире, его сложности, богатстве и красоте. Мастерски выполненные многофигурные и монокомпозиции - птицы и звери в окружении сухих полевых трав, символизирующих естественную среду, на фоне беглых карандашных набросков и законченных живописных и графических листов - словно живут, дышат, пробуждая в нас целую гамму чувств: восхищение, сострадание и любовь. Выставка не только знакомит нас с творчеством художника, но и дает представление об основных чертах современной анималистики.

 С древнейших времен изображение животных привлекало человека. Термин «анимализм» (от латинского animal - животное) появился начале XIX столетия. Животный мир стал для художников объектом пристального, почти научного изучения. Тонкости анатомии и нюансы движения, фактура шерсти и оперения все больше занимали художников. Точнее определился круг тем и направления анималистического жанра - сцены охоты и батальные сцены и сюжеты крестьянского быта, иллюстрации к сказкам и литературным произведениям. Отдельной темой в анималистике стало изображение коней. В веке ХХ анималистика получила новые оттенки. Творчество А.М. Белашова продолжает традиции русской анималистической школы, получившей блистательной развитие в искусстве мастеров конца XIX - начала XX веков.

Александр Белашов родился в 1933 году в Ленинграде в семье скульпторов М.Г. Белашова, погибшего в 1941 году в ополчении, и крупного мастера, народного художника СССР Е.Ф. Белашовой. Именно ее творчество, по словам художника, многое ему дало «в овладении пластической культурой, видении материала, формы». К анималистике А. Белашов пришел неслучайно. Частые путешествия, а первым вынужденным была эвакуация в первые дни войны в Сибирь, в Омскую область, длительное общение с природой, острое чувство единства всего живого оставили неизгладимый след в душе. В 1960 году А. Белашов окончил Высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское) по классу профессора Г. Шульца. Творчество выдающихся мастеров И. Ефимова, В. Фаворского, В. Ватагина, А. Сотникова, Л. Кардашева оказало сильнейшее влияние на формирование его изобразительного стиля, а главное, на понимание значения и основ анималистики. А. Белашов начинал как керамист, с произведений малой пластики. И уже в самых ранних работах стремился к сочетанию в них архитектоники формы и насыщенной психологизмом эмоционально-лирической трактовки образа животного. Фигурки животных и птиц в его исполнении подобны монолитному куску горной породы. А точно найденные силуэт, поза, движение создают образ непосредственный, теплый и трогательный.

Определяющей работой в творчестве А. Белашова стала композиция «Семья оленевода», выполненная еще в студенческие годы. Она экспонировалась на Второй Всесоюзной молодежной выставке в 1958 году, затем на международной выставке в Берлине. Метод работы, пластический язык мастера и основные формы его творчества, в основном, сформировались в 1960-е годы. В таких известных и наиболее характерных его работах того времени, как «Бегущие дрофы», «Дрофа», «Рождение травы», стилизация и условность изображения, декоративность цветового решения сочетаются с пронзительным чувством жизни и одухотворенностью образа. В них проявилось и стремление автора к передаче в едином скульптурном объеме не только животного, но и среды, в которой живут «герои» его произведений - пейзажа. Так в работах мастера рождался своеобразный образ живой природы как символ гармонии мира. Поиски художника оказались созвучны художественным исканиям времени. В эти годы восприятие животного как самоценного творения природы становилось не столь определяющим как прежде. Изображения животных наполнились метафорическим смыслом, стали выразителями размышлений художников о мире в целом. К тому же, на смену представлениям о человеке как преобразователе и покорителе природы пришло осознание его неразрывного единства с нею, взаимосвязи и взаимозависимости всего живого на Земле. Тема экологии приобрела глобальное значение. А для А. Белашова, с болью наблюдающего, каким варваром остается человек по отношению к «братьям своим меньшим», собственное творчество становится миссией по спасению всего живого на нашей планете.

Многочисленные путешествия художника по нашей стране, зарубежные творческие поездки в Индию и Индонезию, на Кубу и в Мексику, изучение жизни животных и растений в заповедных уголках Земли составили неисчерпаемый запас впечатлений, которые воплотились в сотнях путевых набросков. Многие из них являются самоценными произведениями. Значительная их часть использована в создании многочисленных произведений мастера. Никогда не уставая «портретировать» животных, А. Белашов создал в разные периоды творчества множество замечательных работ. Представленные на выставке бронзовые «Фламинго» и «Стерх», выполненные в технике фарфора «Белая сова» и «Джейраны», гордый «Лебедь» и неуклюжие «Котики на лежбище» неожиданны и остроумны композиционно. Все персонажи, имеющие к тому же и свой характер, необычайно эмоциональны. Некоторые образы выходят за рамки «портрета». Так, предельно лаконичная по форме «Куница» стала в 1980-е годы символом 2-й республиканской выставки «Анималисты России». Многие работы мастера, являющиеся неотъемлемой частью художественного оформления российской столицы, внесли в него ноту душевного тепла, неповторимого обаяния. Это - скульптуры в Московском зоопарке, фонтан «Поющий журавль» на Чистых прудах, созданные в 1990-е годы, композиция «Материнство» у кинотеатра «Ленинград» и другие произведения. Станковые работы мастера находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Дарвиновского музея, в других российских музеях, зарубежных собраниях.

Крупнейшая работа художника - колоссальный керамический рельеф «Древо жизни» площадью в 500 квадратных метров в Палеонтологическом музее в Москве, рассказывающий о происхождении жизни на Земле. Композиция, в которой своеобразно синтезированы многолетние живописно-пластические поиски художника, решена как магическая скважина, которая порождает бесконечное разнообразие существ. Эта работа считается выдающимся произведением современной отечественной анималистики. Открытие музея, в оформлении которого приняли участие ведущие скульпторы и живописцы России, стало событием в художественной жизни Москвы 1980-х годов. Тема палеонтологии надолго захватила художника. В экспозиции ей посвящен отдельный зал.

Портреты, представленные на выставке, обозначают еще одну линию творчества А. Белашова. По проекту Ек. Белашовой он создал памятник Н. Крупской на Сретенском бульваре. Ему принадлежит памятник Н. Сац, портрет прославленного летчика Александра Покрышкина для Центрального зала Музея на Поклонной горе, фигуры русских святых Даниила Московского и Саввы Звенигородского для Храма Христа Спасителя, несколько мемориальных досок - Сергею Есенину, академику Николаю Вавилову.

Невозможность передать лишь средствами скульптуры всю полноту жизни природы заставляет А. Белашова обращаться и к другим видам изобразительного искусства. Мир - сказка, тайна, бесконечное разнообразие форм, цвета, вариаций их сочетаний - предстает в декоративных панно художника: «Летние травы», «Журавли», «Скалы и птицы» и многих других. В них, подобных живописным гобеленам или рельефам, запечатлен облик удивительных растений, суровая природа Севера, таинственная жизнь моря - грандиозная и полная поэзии картина Земли. Эти работы можно назвать и своеобразным воплощением художественного и жизненного кредо мастера, декларирующего таким образом свою безграничную любовь ко всему живому на планете и не устающего повторять, что художник-анималист сегодня - один из самых главных защитников природы.

 Надежда Панюшева,
искусствовед


Возврат к списку

версия для печати