Выставка скульптуры Елены Преображенской в Российской академии художеств
Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
Даты проведения: 20.05.2004 - 01.06.2004
Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва, Пречистенка, 21)
Елена Преображенская, как и большинство скульпторов ее поколения, восприняла традиции русской классической школы ваяния через пластическую систему выдающегося мастера ХХ века А.Т. Матвеева. Духовный мир художницы формировался в атмосфере творческой семьи, берущей начало от знаменитого русского живописца и графика Алексея Кравченко – деда по материнской линии. В ней с малых лет воспитывалась высокая требовательность к себе и своему искусству, предельная собранность и упорство. В 1966 году Е.Преображенская окончила Московское высшее художественно – промышленное училище (б.Строгановское). В 1970-е годы была руководителем группы молодых художников в поездках по стране - в Среднюю Азию, на Байкал, Кольский полуостров и т.д., в результате которых создала целую серию небольших жанровых композиций, отмеченных тонким юмором и острой наблюдательностью («Баня», «Чайхана»).
Мир созданных художником образов многообразен. Эмоционально и емко он представлен в камерных портретах современников и деятелей науки и культуры прошлых лет. Преодолевая историческую дистанцию, скульптор стремится приблизить к нам образ выдающейся личности, сделать ее по-человечески понятной и в то же время передать ее духовное величие и сложность гениальной натуры. Так, в портрете Гоголя своеобразное построение фигуры, как бы ниспадающей вниз, безвольно упавшие руки, нервная, полная внутренней экспрессии фактура – весь пластический строй композиции подчеркивает атмосферу угнетенного состояния писателя. Пелерина шинели напоминает поникшие крылья больной птицы, сдавившие грудь. Скульптором мастерски передано скорбное чувство одиночества, охватившее Гоголя. В композиции «Александр Бородин» строгая чистота замкнутого силуэта, не нарушаемого ни одной лишней деталью, деликатная лепка, с оглядкой на документальные фотопортреты, призваны передать значительность и многогранность личности великого композитора и ученого. При работе над образом Преображенской важно показать человека своего времени, воссоздать неповторимую атмосферу эпохи. В «Николае Копернике» скульптор, насыщая пространство композиции характерными, безошибочно точными приметами времени, делает более объемным и острым характер персонажа. Живописность фактуры, ее ярко выраженный импрессионизм сообщают скульптуре элемент декоративной зрелищности и своего рода сценичности. В последние годы скульптор все чаще обращается к камерным портретам. Она убеждена, что «каждый человек – это удивительное явление. Когда он рассказывает что-то о себе, о своей жизни, руки сами лепят».
Управление информации и рекламы РАХ
версия для печати