Выставка произведений академика Эдуарда Дробицкого в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Дата проведения: 30.09.2003. - 19.10.2003
Место проведения: Выставочные залы РАХ (Москва,Пречистенка, 21)

Его имя легендарно в художественной среде. На рубеже 1950-х – 1960-х годов он стал одним из бесспорных лидеров отечественного андеграунда. Избранный в самые «застойные» времена председателем Московского объединенного комитета художников-графиков, Дробицкий по сути дела возглавил творческую организацию, которая вывела из подполья неофициальное искусство. Малая Грузинская, ставшая центром неформальной культуры, была в те годы сродни любимовскому театру на Таганке. Дробицкий был активным участником и организатором выставок авангардистов, нонконформистов в России и за рубежом. Ныне официально признанный мастер, вице - президент Российской академии художеств, президент Творческого союза художников России, президент Международной федерации художников ЮНЕСКО, Дробицкий не перестает удивлять своей способностью к постоянному поиску, дерзкому эксперименту, новаторским, порой эпатажным, образно-пластическим решениям. Он оставляет за зрителем право сотворчества, право выбора между мнимыми ценностями недавнего прошлого и истинными ценностями человеческого духа. В ретроспективной выставке «Избранное» представлены произведения живописи, скульптуры, графики, плаката, а также инсталляции и объекты, созданные в 1960-е – 2003 гг. Наряду с уже известными, неоднократно воспроизведенными работами («Портрет А.Пушкина и В.Высоцкого», диптих «Тайная вечеря», «Портрет Ф.М.Достоевского», «Портрет А.Пугачевой», триптих «Из моей биографии») экспонируется много новых, созданных буквально в последние месяцы и дни перед открытием выставки. Среди них – квадриптих «Семья», посвященный памяти последнего русского императора Николая 11, императрицы Александры Федоровны и их детей, причисленных православной церковью к лику святых. Эдуард Дробицкий родился в 1941 году в г. Кропоткине Краснодарского края. В 1969г. окончил МАРХИ (Московский архитектурный институт), из стен которого вышли многие замечательные мастера культуры. Еще будучи студентом, начал сотрудничать со столичными издательствами, проектировал театральные и эстрадные костюмы, работал над созданием почтовых марок, медалей, значков. Уже в те годы проявилась универсальный дар художника: он в равной мере успешно занимался дизайном, архитектурным проектированием, монументальной живописью, сценографией, работая с крупнейшими театральными художниками - Любимовым, Товстоноговым, Ефремовым, кинорежиссерами – Шукшиным, Будрайтисом. Стремился попробовать себя во всем, в равной мере владея различными приемами и техниками. Создал много великолепных плакатов к спектаклям, цирковым представлениям, концертам классической и эстрадной музыки. В экспозиции им отведен целый зал. Среди них обращает на себя внимание знаменитый плакат «Верди», где проявилось удивительное умение художника проникнуть в самую глубину музыкальных образов величайшего композитора. Редкому мастеру удается реализовать свой творческий потенциал так, как это сумел сделать Дробицкий. Он лауреат всесоюзных, всероссийских и международных премий, конкурсов, выставок, Биеннале, Триеннале. Награжден пятью Гран-При (Бельгия – дизайн, Польша – плакат, Германия – графика, Швейцария – живопись). Обладая способностью к масштабному мышлению, поистине неисчерпаемой фантазией и ярким образным мышлением, Дробицкий воплотил в своих работах то отношение к жизни, в котором ирония превращается в гротеск, деталь – в метафору, образ – в символ, когда правда действительности превращается в правду искусства. Реальный мир на его полотнах, в графических листах и скульптурных композициях предстает одновременно узнаваемым и интригующе - незнакомым. Его произведения невозможно загнать в «прокрустово ложе» определенного стиля или художественного направления. Он убежден, что нет никаких «левых» и «правых» художников, а есть искусство и неискусство. И есть люди, которые искусство творят. Метафора, символ, гротеск органично присущи творчеству этого всегда непредсказуемого и в то же время очень цельного в своих творческих устремлениях мастера, умеющего всегда остаться самим собой, сохраняя свою неповторимую индивидуальность. И быть всегда разным в зависимости от поставленной творческой задачи. Пронизанные сложными ассоциациями, концептуальными размышлениями, его работы иногда обескураживают, но всегда неожиданностью пластического осмысления явлений действительности. Мастер подвергает сомнению непреложные истины, открывая в неприметных фактах бытия подлинный характер жизненных явлений, проницательно видит парадоксы нашего времени, с тонкой иронией, а подчас и с сарказмом обнажает сюрреализм человеческих отношений. Дробицкий определяет задачу художника, как умение переступить грань общепринятого, некогда царившего до него канона, сначала мысленно, в замысле, в идее, ну а уж потом на холсте. Ему неинтересно просто изобразить предмет, человека, создать идеально похожий образ. «Хочется заглянуть поглубже, поискать новые сочетания реальностей. Метафора и ассоциация – они помогают художнику никогда и ни в чем не повторяться». Он считает, что эклектика, когда в одной плоскости картины совмещаются объем, линия и живописная фактура, максимально созвучна нашей эпохе и с ее помощью можно создать новый уровень гармонии, выявить сложные связи вещей и предметов. Искусство Дробицкого - это искусство метаморфоз, парадоксов, содержательных загадок, ответы на которые надо искать не на поверхности, а в самой сокровенной сути вещей и событий. Гротеск и емкая, имеющая глубинный социальный смысл, метафора – те изобразительные приемы, к которым художник прибегает в таких скульптурных композициях, как «Строители «Светлого будущего»: Рабочий. Крестьянин. Интеллигент», «Трибунал. Суд гвоздика», «Династия копателей», «Гены ли?», «Первые лица государства». Его великолепный дар импровизации в полной мере проявляется в графических сериях: «Знаки Зодиака. Годы», «Знаки Зодиака. Месяцы», «Парадокс», «Фантазии», «Анекдот», где он выступает как виртуозный рисовальшик со своей стилистикой и неподражаемой, нередко непредсказуемой манерой письма, артистически - легкой, стремительной, энергичной, а также в живописных «Снах», портретах, аллегорических композициях. В них присутствует мощный импульс освобождения от власти стереотипов и ханжества, рискованная смелость замысла. В замечательной серии портретов членов президиума Российской академии художеств (Церетели, Салахова, Зверькова, Мухина, Бичукова, Орехова), величайших мастеров начала ХХ века (Малевича, Кандинского, Родченко), художников – нонконформистов (Немухина, Зверева) он стремится передать энергетику каждого художника, его неповторимый творческий мир, вводит в композицию элементы их произведений. Э.Дробицкий – участник 78 выставок в 20 странах мира. Настоящая выставка - первая персональная выставка мастера в Российской академии художеств. «Ценность и масштаб творческой личности обуславливается не столько принадлежностью тому или иному художественному направлению, сколько мировоззрением, а также способностью, по словам Достоевского, быть преступником, то есть переступить достигнутое, хорошо известное и даже одобренное признанными авторитетами в поисках неосвоенных творческих земель, чтобы реализовать собственные эстетические программы и открытия. Иными словами, самого себя». Э.Дробицкий



Возврат к списку

версия для печати