Выставка «Бал при свечах. К 80-летию Галины Корзиной» в Царицино

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 15 октября - 24 ноября 2024 года
Место экспонирования: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом (Москва, ул. Дольская, д. 1, зал №8).

Этот год дважды юбилейный для заслуженного художника РФ и члена-корреспондента Отделение декоративных искусств Российской академии художеств Галины Александровны Корзиной: она отметит своё 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В экспозиции представлены работы из собрания автора, все предметы выполнены на Дулёвском фарфоровом заводе (город Ликино-Дулёво, Орехово-Зуевский район Московской области).
Произведения Корзиной хорошо известны специалистам и ценителям художественного фарфора, фаянса и керамики. Галина Александровна — автор образцов-эталонов для серийного выпуска скульптуры, декоративных композиций, архитектурной керамики. В 1974 году она окончила знаменитую Строгановку, Московское высшее художественно-промышленное училище, по специальности «художественная керамика». Дипломную работу выполняла на Дулёвском фарфоровом заводе, где её, молодого перспективного специалиста, приметил выдающийся фарфорист Пётр Васильевич Леонов (1910–1982), он же помог ей после института стать внештатным художником завода. Формированию собственного стиля способствовала работа на Гжельском экспериментальном заводе, где она трудилась с 1978 года. Художник на заводе — человек особый, понимающий всю производственную цепочку и технологические особенности процесса. Корзина создавала образцы чайных и кофейных сервизов, ваз, которые выпускались малыми тиражами.

Большинство представленных на выставке произведений выполнены из бисквита, неглазурованного фарфора — с матовой, слегка шероховатой поверхностью, свет и тени на которой играют, как на мраморе. Мода на неглазурованный фарфор возникла в середине XVIII века, но бисквит привлекает внимание мастеров и сегодня. Этот материал каждый раз «звучит» по-разному. У многих скульптур Галины Корзиной запоминающиеся жестковатые силуэты, они подчёркнуто графичны. Стиль художника менялся с годами, отчасти это можно видеть и на примере представленных в экспозиции произведений. Наиболее ранняя из них — сервиз «Городок» 1991 года, исполненный ещё в духе 1980-х: с характерной плавностью форм и украшениями в виде лепных цветов. Но уже на рубеже 1990-х — 2000-х появляется тот самый «рафинированный и суховато-хрупкий», как определила его Л.В. Андреева, бисквит Корзиной — с акцентом на силуэте, дополненном тончайшей графикой складок и линий. И фигуры словно бы начинают движение. Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018) отмечала экспрессию чувства: «Фигурки Г.А. Корзиной живут в стихии и ритмах музыки. Они танцуют, поют, играют на скрипке и гитаре, чутко внимают друг другу. Ими движет стремление к возвышенному и одновременно — потребность в игре. В позах и жестах заметна внутренняя неуверенность и лёгкая манерность. Идущие фигурки парят, их остроносые туфли и тонкие каблучки едва касаются крохотных подставок, повисают над ними». Небольшие по размеру, внутренне они очень монументальны, а благодаря чистоте линий выдержат и увеличение масштаба. При всей обобщённости этих персонажей есть ощущение, что перед нами конкретные люди, которые заняты своими делами, взаимодействуют друг с другом. Им веришь»
Кураторы проекта: Михаил Тренихин и Александра Створа. Подготовка текстов: Наталия Стефанович и Лилия Хафизова.
Отделение декоративных искусств РАХ и Пресс-служба РАХ






версия для печати