XXXV Алпатовские чтения «“Социетет художеств и наук”: искусство и наука в культурном пространстве Нового времени…» в РАХ
Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Отделение искусствознания и художественной критики РАХ совместно с Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств РАХ приглашают принять участие в научной конференции XXXV Алпатовские чтения «“Социетет художеств и наук”: искусство и наука в культурном пространстве Нового времени. К 300-летию учреждения Академии художеств и наук в России», которая пройдёт 21–22 ноября 2024 года в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).
Руководитель проекта - вице-президент РАХ, академик-секретарь Отделения искусствознания и художественной критики РАХ, президент РААСН, ректор МАрхИ Д.О. Швидковский.
Конференция приурочена к 300-летию основания петербургской Академии, которая при своем возникновении в 1724 году именовалась «Социететом художеств и наук». В соответствии с замыслом Петра I Академия должна была объединить как выдающихся ученых, так и даровитых художников. Это начинание породило ценные плоды. Связь «изящных искусств» с научным знанием прослеживается и во второй половине XVIII столетия, когда появилась самостоятельная Императорская Академия художеств (1757) с собственным кругом творческих задач. Культура эпохи Просвещения требовала от мастеров искусств обладания максимальным количеством научных данных: среди них – технические навыки, доскональное знание истории, в особенности античной и библейской, а также знакомство с естествознанием. Увлечение тем, что в тогдашней науке называлось «естественной историей», выразилось в создании кабинетов редкостей, где художественные произведения экспонировались совместно с диковинными творениями природы.
Девятнадцатый век ознаменовался еще большим сопряжением искусства и науки, что было связано с техническим прогрессом, научными открытиями, организацией Всемирных художественно-промышленных выставок. Кроме того, особую роль стало играть увлечение стариной. В лоне Императорской Академии художеств впервые в России началось фундаментальное изучение древнерусского и зарубежного костюма, графическая фиксация древностей, без которых не было бы ни содержательных, ни стилевых художественных инноваций. Сложилась такая научная дисциплина, как церковная археология, которая оказала неоценимую помощь религиозной академической живописи и скульптуре. Все это актуализирует проблемы, предлагаемые к рассмотрению на конференции. Тематика конференции предполагает участие в ней исследователей русского и зарубежного искусства, а также специалистов смежных с искусствознанием направлений. По материалам конференции предполагается издание коллективной монографии.
Оргкомитет конференции
Председатель:
З.К. Церетели, президент Российской академии художеств.
Сопредседатель:
Д.О. Швидковский, вице-президент Российской академии художеств.
Члены Оргкомитета:
С.С. Ступин, доктор искусствоведения, директор НИИ теории истории изобразительных искусств РАХ, академик РАХ;
Е.А. Тюхменева, кандидат искусствоведения, заведующая отделом русского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ;
А.В. Самохин, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ;
Е.О. Романова, советник Отделения искусствознания и художественной критики РАХ, академик РАХ.
Программа конференции
Регламент выступлений – 15–20 минут
21 ноября 2024 года.
10:30 - 14:00. Утреннее заседание
Ведущий – Д.О. Швидковский
Приветственное слово:
Калинин Виктор Григорьевич, первый вице-президент Российской академии художеств;
Золотов Андрей Андреевич, вице-президент Российской академии художеств;
Кочемасова Татьяна Александровна, вице-президент Российской академии художеств.
Швидковский Дмитрий Олегович, вице-президент РАХ, президент РААСН, ректор МАрхИ (Москва);
300-летие Академии художеств и формирование российской идентичности Нового времени.
Карев Андрей Александрович, доктор искусствоведения, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
О взаимодействии науки и изобразительного искусства в России XVIII века.
Марисина Ирина Михайловна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
«Художества и науки» или «науки и художества»? К вопросу о паритете в рамках европейского академического «социетета» середины XVIII – начала XIX столетия.
Клименко Юлия Гаврииловна, доктор архитектуры, профессор МАрхИ (Государственная академия), ведущий научный сотрудник НИИТИАГ (Москва);
«Академия художеств для Москвы». К анализу нереализованного архитектурного проекта Жака-Франсуа Блонделя.
Козлова Светлана Израилевна, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ (Москва);
Шарль Луи Клериссо: проекты в неоклассическом стиле для России.
Сечин Александр Георгиевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения и педагогики искусства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург);
Абдуллина Дарина Александровна, кандидат искусствоведения, заведующая отделом творческих проектов службы «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» ГРМ (Санкт-Петербург);
Князь Д.А. Голицын и концепция историзма в научной картине мира.
Желнова Елена Геннадьевна, начальник экспозиционно-выставочного отдела ГБУК г. Москвы «Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова» (Москва);
Учебный рисунок как форма рецепции и адаптации академической традиции (на примере творчества и педагогической деятельности П.И. Соколова (1753–1791)).
Федотова Елена Дмитриевна, доктор искусствоведения, заведующая отделом зарубежного искусства НИИ теории истории изобразительных искусств РАХ, академик РАХ (Москва);
Пьетро Тенерани – «Почетный вольный общник» Императорской Академии художеств.
Перерыв – 14.00-14.40
14:40-18:00. Дневное заседание.
Ведущий – Е.А. Тюхменева
Тюхменева Екатерина Александровна, кандидат искусствоведения, заведующая отделом русского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Академия наук и церемониальная культура России XVIII века.
Неуймина Ольга Борисовна, соискатель кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина (Санкт-Петербург);
Синтез науки и искусства: проблемы изучения западноевропейских математических инструментов для артиллерии XVI-XVII веков в контексте исторического наследия Академии художеств.
Шульгина Дарья Павловна, кандидат искусствоведения, доцент МГПУ (Москва);
Мозаики М.В. Ломоносова – искусство и научный эксперимент.
Казакова Людмила Васильевна, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, академик РАХ (Москва);
Декоративное искусство в Российской академии художеств. К истории вопроса.
Литовченко Елена Николаевна, научный сотрудник, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, член-корреспондент РАХ (Санкт-Петербург);
Женщины и Академия художеств (XVIII – начало XX века).
Агратина Елена Евгеньевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Физика и астрономия в живописи XVIII века.
Муратов Александр Михайлович, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Санкт-Петербург);
«Наука живописи» академика и профессора Императорской Академии художеств Сергея Константиновича Зарянко (1818-1870).
Самохин Александр Владимирович, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Оптика науки и оптика воображения. Пейзажная концепция А.И. Куинджи в трудах отечественных историков искусства (вторая половина XX – начало XXI века).
Слюнькова Инесса Николаевна, доктор архитектуры, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, член-корреспондент РААСН (Москва);
Члены Академии художеств и императорские резиденции второй половины XIX – начала XX века.
22 ноября 2024 года.
10:30 - 14:00. Утреннее заседание
Ведущий – А.В. Самохин.
Завьялова Анна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Собрание рисунков западноевропейских и русских мастеров А.И. Сомова и К.А. Сомова: новые имена и факты.
Павлова Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, заведующая отделом словаря НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Отдел словаря художников Научно-исследовательского института Российской академии художеств: новые направления исследований.
Лебедева Мария Сергеевна, старший научный сотрудник службы ученого секретаря СПб ГБУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург);
Образы ученых в работах художников-академистов XX века из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Грачева Светлана Михайловна, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской академии им. И. Репина, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Санкт-Петербург);
Образы ученых в произведениях ленинградских академических художников второй половины ХХ века.
Рыжкин Александр Николаевич, профессор кафедры Академического рисунка РГХПУ им. С.Г. Строганова, член правления МОСХ России (Москва);
Рыжкина Елизавета Николаевна, искусствовед, и.о. декана факультета дизайна РГХПУ им. С.Г. Строганова (Москва);
Точки соприкосновения искусства и медицины. «Основы пластической анатомии, эстетики и моделирования» как учебная дисциплина в программе обучения пластических хирургов.
Хаирова Валентина Шайхитдиновна, архитектор, независимый исследователь, член Ассоциации искусствоведов (Москва);
Союз любви, искусства и науки: архитекторы и Московский художественный театр в первой трети ХХ века.
Глинтерник Элеонора Михайловна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой рекламы СПбГУ, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Санкт-Петербург);
«Социетет художеств и наук» в искусствоведческом наследии пионера отечественного дизайноведения – М.Э. Гизе (1914–2011).
Перфильева Ирина Юрьевна, доктор искусствоведения, доцент, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва);
Современная художественная эмаль в творчестве членов Российской академии художеств: памятники искусства и культуры России.
Дополнительная информация: 8 (495) 637-5633; art-rah@mail.ru, советник Отделения искусствознания и художественной критики, академик РАХ Елена Олеговна Романова.
версия для печати