Выставка скульптуры Татьяны Бусыревой «Пушкин и русский мир» в Больших Вяземах

 

Другие выставочные залы


Дата проведения 27 января - 24 марта 2024 года
Место проведения: Зал цокольного этажа Дворца в Больших Вяземах в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина (Московская область, Одинцовский городской округ, р.п. Большие-Вязёмы)
Проезд с Белорусского вокзала г. Москвы электропоездом до станции Голицыно, далее автобусом № 38, маршрутным такси №38, №79 или 20 минут пешком.

Государственный историко-литературный музей А.С. Пушкина представляет выставочный проект заслуженного художника РФ, почетного члена Российской академии художеств Татьяны Викторовны Бусыревой, приуроченный к празднованию 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Экспозиция «Пушкин и русский мир» демонстрирует более 60 скульптур - цикл портретных изображений и художественных образов связанных с именем великого поэта – созданных автором за пятьдесят лет. Творческий мир Татьяны Бусыревой добрый, умный, духовно содержательный продолжает и развивает традиции гуманистического русского искусства. Скульптор виртуозно владеет техникой лепки и техникой ваяния в дереве.
Т.В. Бусырева родилась в Перми в 1943 году. В юные годы увлеклась лепкой, посещая художественную школу при Пермской картинной галерее, где хранится всемирно известная коллекция русской деревянной скульптуры. Педагогический совет учителей-художников этой школы и рекомендовал ей продолжить обучение в Москве. В 1965 году закончила МВХПУ им. Строганова, где была ученицей Василия Алексеевича Ватагина по классу керамической скульптуры. В те же студенческие годы стала часто бывать в мастерской Сергея Тимофеевича Конёнкова, наставничество его принесло хорошие плоды. От великого мастера весной 1971 года Татьяна Бусырева получила одобрение на первую персональную выставку и серьезный творческий импульс на многие годы. 1980-1990 годы создала ряд выдающихся творческих работ, которые были приобретены в коллекции ведущих художественных музеев - Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного музея Л.Н.Толстого. Более 100 скульптурных работ её авторства сейчас находятся в музейном фонде страны.
Главная тема её искусства - образ А.С. Пушкин - увенчалась значительными достижениями. Портретные изображения поэта в дереве и керамике подчеркнуто эмоциональны. Романтическая приподнятость и необыкновенная сила творческой мысли – звучит в одном образе, сосредоточенность и напряжение, почти драматизм, - в другом портрете, вдохновение и удивительная легкость видится в третьем. Большинство работ камерного характера и выполнены в технике лепки размером до 50 см. Глина в руках Бусыревой так пластична, что она становится только способом показать Александра Сергеевича разным: молодым и зрелым, погруженным в творческие задачи или расстроенным. Конкретные моменты, любимые черты воссозданы в лирическом цикле из жизни поэта («Прогулка», «Пушкин Поэтические грезы», «Пушкин с Керн») и это очень личное отношение к великому поэту приближает гения к зрителю. Образы сказочных сюжетов А.С. Пушкина «Царь Дадон», «Три девицы под окном», «Свет мой, зеркальце…» выполнены с добрым юмором и тяготеют к «свободе выражения, ясности, народности взгляда, красочной метафоричности языка». Скульптор Олег Комов первым обратил внимание на эту особенность в работах Бусыревой, назвав ее «шагом вперед в этом виде скульптурного творчества»
В области деревянной скульптуры Татьяна Викторовна создала свой неповторимый стиль. Дерево, структурой своей, в образах реальных помогает ей уйти от подробностей и деталей, и в тоже время остается материалом живым и ваяние в нем становится сотворение естества со своею внутренней жизнью. Скульптор любит светлое дерево: для одних образов чуть тонирует его акварелью, а для других - может использовать черные росчерки по форме, а метафоричность и символизм используются как «тайна» художественной убедительности. Современная в пластических решениях, скульптура Татьяны Бусыревой удивительно органично вошла в экспозиционные залы классического музея и стала продолжением рассказа о национальных ценностях русского общества и духовном мире людей объединенных единством культурного кода.
На основе статьи куратора выставки Ольги Анатольевны Чепкасовой






версия для печати