Презентация книги «Пути веры. Искусство Андрея Есионова в 7 храмах Рима» в Италии

 

21 марта 2023 года в церкви Санта-Мария-ин-Кампителли (Рим) авторы статей и художник проведут презентацию книги «Пути веры. Искусство Андрея Есионова в 7 храмах Рима», ставшей итогом одноименной выставки, которая проходила с мая по ноябрь 2022 года в храмах исторического центра столицы Италии. В новом издании, состоящем из 172 страниц, публикуются изображения четырех базилик (Санта-Мария-ад-Мартирес – Пантеон, Сант-Андреа-делла-Валле, Сан-Марко-Евангелиста-аль-Кампидольо, Сан-Лоренцо-ин-Лучина) и трех церквей (Санти-Винченцо-э-Анастасио-а-Треви, Санта-Мария-ин-Кампителли, Иль-Джезу), картины и акварели академика Российской академии художеств Андрея Есионова, установленные в каждой из них, и фотографии огромного числа туристов и паломников, посетивших эти храмы не только в месяцы работы выставки, но и во время Года семьи. Книга содержит тексты искусствоведа и историка, а ныне заместителя Министра культуры Италии - Витторио Згарби, , вспомогательного епископа Римской епархии Центрального сектора Даниэле Либанори, настоятеля базилики Санта-Мария-ад-Мартирес Даниэле Микелетти, директора Пантеона Габриэллы Мусто, директора Российского центра науки и культуры в Риме Дарьи Пушковой, журналиста и писателя Франческо Бигацци, журналиста и ведущего Юлиана Макарова.
Также будут представлены три живописные работы Андрея Есионова, которые являются частью выставки 2022 года и обобщают его видение мира христианства: «Сотворение мира» (180 × 220 см) 2013 года, «Благовещение» (200 × 200 см) 2022 года и «Судный день» (220 × 160 см) 2012 года. В рамках презентации также состоится концерт классической музыки под управлением маэстро Риккардо Мартини. Исполнители – Дезире Джове (сопрано) и ансамбль виолончелистов Консерватории Санта-Чечилия. Прозвучит музыка Клаудио Монтеверди, Сергея Рахманинова, Вольфганга Амадея Моцарта и Хейтора Вилла-Лобоса.

Витторио Згарби отмечает в своем вступительном эссе, что у Андрея Есионова традиционная академическая подготовка, подкрепленная знанием художественного ремесла. Известный историк искусства считает: «Он [Есионов] не только чувствует себя обязанным академическому знанию, но убежденно верит в невозможность отказа от него, лично прилагая усилия к тому, чтобы продолжать его уроки. То, как он работает, – это можно увидеть благодаря интернету (вот современный способ распространения древнего ремесла) – говорит о его понимании живописного творчества, а не только его техники, больше любой посвященной ему диссертации. В основе всего лежит рисунок, всегда главный согласно академическому предписанию, призванный прежде всего перевести замысел в определенные фигуры, представив их не во всех деталях, но в главных элементах, чтобы обозначить пространство, которое затем заполнит растворенный в воде цвет, придав появившемуся изображению намеренно хрупкое тело. Свечения и затененности сменяют друг друга без всякой последовательности и ложатся на поверхность так, словно художник открыто заявляет о том, что даже самые реалистичные изображенные элементы являются все же плодом его фантазии. Поэтому возникает впечатление, что в живописи Есионова все стремится остаться внутри пространства исключительно ментальной природы, как будто повиснув в воздухе, чтобы находящаяся позади глубина не увела изображение в пучину неясности. Есионов очень умело придает своим сотканным из дыма и пара замыслам достоверность того, что предстает затем более конкретным нашему взгляду благодаря миметической виртуозности художника, которому немногими точными мазками удается наилучшим образом передать самое подлинное веяние жизни. В памяти оживают примеры художников, обращенных к великой реалистической традиции еще больше, чем главный представитель русского импрессионизма Валентин Серов. Но в своем чудесном проявлении вызванная Есионовым зримость могла бы точно также в любой момент растаять, как лед на солнце, если бы это пришло в голову художнику, который в данном случае является своего рода волшебником. Думаю, что в этом постоянном ощущении хрупкости, которая сосуществует с грандиозными по своей сценографической зрелищности композиционными построениями, заключается большая часть очарования живописи Есионова. Он словно показывает фокус, раскрывающий самую созвучную искусству ценность: осознанное представление себя как иллюзии в мире иллюзий, не считающих себя таковыми. Что может быть более настоящим, чем иллюзия, предлагающая себя в качестве иллюзии?»
По мнению критиков, Андрей Есионов, является одним из ведущих представителей постсоветского визионерского течения неореализма. Его работы находятся в крупнейших коллекциях России и мира: Московского музея современного искусства (ММОМА), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Самарского художественного музея, Государственного музея изобразительного искусства Татарстана (Казань), Государственного музея искусств Узбекистана (Ташкент); Accademia delle Arti del Disegno во Флоренции. Недавно, с сентября 2019 по январь 2020 года, художник представил некоторые из своих работ на выставке «Визионерский реализм. Акварели Андрея Есионова» в музее Сан-Сальваторе-ин-Лауро в Риме. «Андрей Есионов знает секрет искусства живописи, – отмечает Франческо Бигацци в книге. – Он с невероятной энергией работает над своими акварелями, холстами, пока не превратит их в живые фигуры, заставляя вибрировать, будто у них есть дыхание. Здесь происходит постоянное возвращение к подлинному культурному коду художника. На холстах Есионова плотность фигур становится более агрессивной, ее концентрация ошеломляет зрителя, хотя Андрей умеет соединять резкость с хрупкостью. В акварелях магическим образом фигуры становятся более осязаемыми и упорядоченными, они словно рождаются одновременно по мановению руки их создателя».
«Проект маршрута, связывающего произведения искусства с отдельными церквями исторического центра Рима, выстроен вокруг главной фигуры – художника Андрея Есионова. Обладая глубоким пониманием Священного Писания, Есионов начертал человеческую жизнь сквозь призму Священной истории от Сотворения мира до Благовещения, Тайной Вечери и Страшного Суда. И тем самым дал возможность туристам, пусть даже случайно забредшим в эти места поклонения, увидеть путь веры и искусства. Живописное искусство Есионова примирило искусствоведов, часто отстаивающих противоположные позиции. Все они единодушно высоко оценили творчество Есионова, например, Витторио Згарби… Томазо Монтанари», – говорит Лоренцо Зикики, президент «Il Cigno GG Edizioni».
«Успех проекта, – считает епископ Даниэле Либанори, – проявился прежде всего в том, что работы, представленные в маршруте веры и культуры, посещались не случайно, как остановки на туристическом пути, а как истинные и правильные напоминания, которые трогали и интриговали тех, кто хотел следовать по путеводной нити, предложенной работами Андрея Есионова. Гармония искусства и веры может проявляться не только в представлении великих шедевров прошлого, но и в счастливых проявлениях современного искусства». «Я всегда выступал за то, чтобы произведения искусства выставлялись в церквях, где хранятся великие шедевры Античности, Средневековья и Возрождения, – пишет Даниэле Микелетти. – Поэтому я с энтузиазмом встретил предложение представить картину Андрея Есионова в Пантеоне». Вклад Андрея Есионова в паломничество имел огромное значение и не только привлек в храмы многочисленных туристов всех национальностей и возрастов, но и взволновал их. «В Пантеоне после первоначального экстатического момента внимание полностью захватывает духовность этого места, – вспоминает Габриэлла Мусто, – которая имеет отношение не только к католическому богослужению, но говорит об универсальной духовности, способной затронуть всех граждан мира вне зависимости от культуры, религии и образования. Поэтому для современной культуры столкновение с памятником такого масштаба и с живописью такого совершенства, как у мастеров, цитируемых и сохраняемых в нем, то есть диалог с тем, что грандиозно, прекрасно, недостижимо, может вызвать непреодолимый критицизм. В работах маэстро Есионова я вновь открыла для себя ту дисциплину, тот баланс, то композиционное построение визуальных полей, которыми я восхищалась много лет назад в работах школы Московской академии и которые могут гармонично вписаться в музейные пространства базилики».
«Тот факт, что полотна Андрея Есионова выставлены в самых значимых церквях Рима, включая Пантеон, убеждает нас в том, что русской культуре на этой земле уделяется необыкновенное внимание: ее любят и ею восхищаются вне зависимости от геополитических перипетий, – заключает Дарья Пушкова, - Что еще, как не подобные инициативы, помогают нам задуматься о нашем скоротечном существовании на этой земле, о том, что оставить после себя что-то значимое мы можем только в процессе сотрудничества между отдельными людьми, сообществами и народами».


Название книги: «Пути веры. Искусство Андрея Есионова в 7 храмах Рима».
Организация: 'Il Cigno GG Edizioni'.
Презентация: вторник 21 марта в 8 часов вечера
Где: Церковь Санта-Мария-ин-Кампителли,
Пьяцца-ди-Кампителли, 9, 00186 Рим
Вход: бесплатный
Опубликовано: «Il Cigno GG Edizioni», 172 стр.
Книга содержит тексты: Витторио Згарби, искусствовед и историк
Даниэле Либанори, вспомогательный епископ Римской епархии
Даниэле Микелетти, настоятель базилики Санта-Мария-ад-Мартирес – Пантеон
Габриэлла Мусто, директор Пантеона – базилики Санта-Мария-ад-Мартирес
Дарья Пушкова, директор Российского центра науки и культуры в Риме
Франческо Бигацци, журналист и писатель
Юлиан Макаров, российский журналист и ведущий
Лоренцо Зикики, издатель
Пресс-служба: Франческа Ломбарди
моб. +39 3476 325951
francescalombardi2015@gmail.com
Для информации: T. +39 06 6865493
redazione@ilcigno.org
Изображения работ с сопроводительными подписями, а также книгу в формате pdf можно скачать по следующей ссылке https://bit.ly/Esionov2023.






версия для печати