«Виртуальный реализм 1.0. Инновационные технологии в изобразительном искусстве». Проект К.Худякова и 10-ти признанных авторов цифрового искусства в Москве.

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 6 ноября - 10 декабря 2018 года

6 ноября 2018 года в 19.00 в галерее «Нагорная» (Москва, ул. Ремизова, 10, станция метро Нагорная) состоится презентация выставочного проекта «Виртуальный реализм 1.0. Инновационные технологии в изобразительном искусстве».
Руководитель проекта – Константин Худяков, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого Союза художников России.
Организаторы: Творческий Союз художников России, галерея «Нагорная» объединения «Выставочные залы Москвы» при финансовой поддержке Министерства культуры России и содействии Поволжского отделения РАХ.
Участники проекта: Константин Худяков, Алексей Горяев, Тимофей Глынин, Михаил Заикин, Ян Калнберзин, Евгений Афонин, Артур Жамалетдинова, Михаил Дьячков, Наталья Ламанова, Иван Фадин, Алексей Андреев, Антон Батишев.

Проект «Виртуальный реализм 1.0» ставит своей целью исследование пограничной зоны между актуальными информационными технологиями и «вечными» вопросами изобразительного искусства. В рамках проекта осмысливается драматичный опыт столкновения двух уровней сегодняшнего мира, противоборствующих и взаимодополняющих ипостасей – реальной и виртуальной. При всем разнообразии авторских подходов участников проекта, принадлежащих разным поколениям, выставка представляет цельное художественное высказывание. Признанные мастера цифрового искусства и молодые художники показывают широкую палитру возможностей цифровых медиа – от интерактивных мультимедийных инсталляций цифрового искусства и видеомэппинга до крупноформатных цифровых стерео-зеркал, мультитач-арта и световой живописи, раскрывая неизведанные возможности создания художественных образов и сохраняя при этом преемственность по отношению к высоким академическим традициям.
Участники проекта решительно обращаются к исследованию виртуальной реальности, исходя из предположения, что единственно верным и технологически оправданным сценарием развития современного реализма является его обращение к изучению цифровых миров и поиск адекватного визуального языка.
Ядро «виртуальных реалистов» состоит из людей, получивших фундаментальное классическое образование, для которых новейшие технологии – не ширма, скрывающая художественное бессилие и безграмотность. Напротив, можно говорить о последовательном продолжении художественной традиции, в развитии которой на очередном витке научно-технического прогресса закономерно требуются иные инструменты, нежели привычные кисть и резец.

Так, один из пионеров цифрового искусства Константин Худяков получил широкое признание своими экспериментами по творческому освоению 3D-пространства в рамках двухмерной «цифровой картины», а также исследованию возможностей «дополненной реальности» и созданию новаторской художественной формы «мультитач-арт» и цифровых стерео-зеркал. Экспонируемые работы Константина Худякова, будучи органически связаны с достижениями отечественной живописной школы, наследием русского авангарда и сюрреализмом, представляют собой сложные виртуальные проекты, существенно обогащающие возможности сегодняшнего видеоарта и цифрового искусства. Здесь рождается особая форма, родственная современной цифровой графике, кинематографу, оформлению компьютерных квестов и 3-d шутеров, вместе с тем, отличающаяся пластичностью взаимоотношений со зрителем. Использование новейших технологий позволяет предложить зрителю многообразие сценариев в общении с работой – теперь он сам может определять развитие действия при помощи касаний, становясь полноправным соавтором. Многообразие изменений, происходящих на экране в зависимости от места контакта, сочетание детерминизма и случайности в генерировании образа показывает сложность визуального пространства информационной эры. Его композиции зрелищны и полны парадоксов. Архитектоника виртуальных полей взрывается фракталами и прорезается яркими лучами света, выхватывающими фрагменты реальности из пространственных воронок. Эта фантасмагория может рассматриваться как авторская инверсия агрессивной визуальности сегодняшней индустрии развлечений. Зрителю предстают невозможные, казалось бы, «антиблокбастеры», в которых интеллектуальная нищета массовой культуры беспощадно критикуется с ее же технологической платформы.
Михаил Заикин, архитектор по образованию, остается верен зодчеству в качестве основной области своих творческих поисков. Экспериментируя с трехмерным цифровым моделированием, Заикин находит эффективный способ преодолеть проектный статус архитектурной утопии, дав ей воплощение в виртуальной реальности. В его работах свидетельства больших исторических стилей прошлого вступают в гармоничное содружество со смелыми модернистскими формами. Средствами новейших технологий он возводит свой грандиозный «Метрополис», блистающие стены которого порождены мечтами о новой Атландиде, Гиперборее и городе Солнца.
Парадоксальной рифмой к работам Заикина выступают произведения Алексея Андреева, использующего в своей «цифровой живописи» технологии виртуальной и дополненной реальности. Художник, прошедший традиционную школу, отдавший дань сюрреализму и много работавший в кинематографе и книжной иллюстрации (ему принадлежит оформление обложек полного собрания сочинений Аркадия и Бориса Стругацких), сегодня создает фантазии на тему недалекого будущего Санкт-Петербурга, где сейчас проживает, при помощи специального приложения анимируя статичные изображения на экранах зрительских смартфонов и добавляя звуковой ряд.
Наталья Ламанова, наследуя ключевой для авангарда принцип объединения искусства и действительности, широко использует в своих работах различные возможности цифровых технологий, то перенося виртуальных персонажей в реальный мир и приглашая к взаимодействию, то, напротив, при помощи шлема ВР вводя его в медиапространства, по замыслу художника, превращенного в обитель фантомных сущностей.
Антон Батишев принадлежит новому поколению медиахудожников, для которых граница между реальным и виртуальным имеет лишь символический характер. Он свободно использует все имеющиеся в наличии технические средства, в большей мере интересуясь самим содержанием авторского высказывания. Батишев – художник, внимательный к социальной проблематике, взятой во всей широте ее аспектов – от исследования феномена безумия до инструментов контроля. Сам художник откровенно заявляет, что между ним и безумцем только одна разница: безумец считает себя нормальным, он же знает, что безумен – до критики транснациональных корпораций (Блаженный Газпром).
Среди участников выставки выделяется группа авторов, тесно связанная с пограничными областями искусства – программированием и видеодизайном, стопмоушн-анимацией, свето-музыкальными инсталляциями. Здесь нужно назвать имена Яна Калнберзина, Евгения Афонина, Артура Жамалетдинова, Михаила Дьячкова, Ивана Фадина. При всем различии их творческих подходов, они объединены общим интересом к самой природе новейших художественных медиа, исследовательским азартом. Михаил Дьячков актуализирует вечный для искусства вопрос о природе света и цветовом спектре с позиций современного сайнс-арта, создавая авторскую концепцию светодисперсионной живописи. Калнберзин, Афонин и Жамалетдинов успешно адаптируют и применяют в своих творческих высказываниях опыт создания мультимедийного искусства, 3D и 2D графики, систем компьютерного зрения видеомэппинга, генеративной графики, кинетических объектов и других технологий. В этом же направлении развивается и творчество Ивана Фадина, молодого видеодизайнера и художника.
Стремящийся идти нога в ногу с развитием новейших информационных разработок, виртуальный реализм не может не быть чутким к стремительно изменяющимся параметрам медиапространства и игнорировать последние технические достижения. Тесная связь этого направления с прикладной наукой, программированием и бурно развивающейся индустрией массовых коммуникаций вынуждает его беспрестанно искать новые возможности для обновления. Таким образом, представляемая «версия 1.0» уже в скором времени непременно получит обновления и расширит круг преданных пользователей.

Поволжское отделение Российской академии художеств



Возврат к списку

версия для печати