Защита дипломных работ студентов факультета живописи МГАХИ им.В.И.Сурикова. 2014
В Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова с 23 по 25 июня 2014 года проходили защиты дипломных работ студентов факультета живописи. Выпускные проекты представили студенты шестого курса – 48 человек, прошедшие обучение по программам подготовки специалистов и получающие квалификацию по специальности «Художник-живописец» и студенты четвертого курса – 10 человек, получающие степень «Бакалавр изобразительного искусства».
Авторитетную и высокопрофессиональную Государственную экзаменационную комиссию по защите дипломных работ возглавил Народный художник РФ, академик РАХ, заведующий кафедрой живописи и композиции Института имени И.Е.Репина, профессор В.С.Песиков. Заместителем председателя ГЭК являлся Народный художник РСФСР, член Президиума РАХ, руководитель творческой мастерской РАХ, профессор А.П.Левитин. Члены Комиссии: ректор МГАХИ имени В.И.Сурикова, Народный художник РФ, вице-президент РАХ, профессор А.А.Любавин, проректоры, руководители творческих мастерских, ведущие преподаватели Института, известные художники, представители Российской академии художеств.
23 июня состоялись защиты мастерских станковой живописи профессоров Т.Г. Назаренко, В.М. Сидорова и А.Н.Суховецкого.
Особый интерес и активное обсуждение вызвал дипломный проект Веры Аверьяновой (мастерская Т.Г.Назаренко), состоящий из трех больших живописных работ, объединенных общей темой «Жизнь и смерть Романовых». Эта работа была оценена комиссией на «отлично». Высокую оценку и похвалу Комиссии получили работы Алексея Дмитриева «Утренний этюд» (мастерская В.М. Сидорова), особенно была отмечена серия небольших работ этого автора, для которых характерно интересное колористическое решение; триптих Ксении Стекольщиковой «Суриковцы» (мастерская А.Н.Суховецкого), посвященный молодым художникам «суриковской» школы.
24 июня свои дипломные проекты представляли выпускники реставрационной мастерской МГАХИ под руководством А.А. Козьмина. Рецензентами и экспертами по данным проектам выступали специалисты ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Государственного научно-исследовательского института реставрации. Практически все работы этой мастерской были отмечены отличными оценками и похвалой экзаменационной комиссии: Наталья Стасенко - за реставрацию иконы ХУП в. «Положение ризы Богоматери во Влахерне» и иконы ХУ1 в. «Спас Вседержитель» мастера Феофана; Нуник Барсегян - за реставрацию иконы ХУШ в. «Богоматерь всех скорбящих Радость», студенток Ольги Котовой и Юлии Кузьминой - за реставрацию иконы ХУП в. «Троица Ветхозаветная» и др. Представили свои работы выпускники мастерских профессоров Ю.А.Шишкова, Н.Н. Соломина, а также выпускница мастерской доцента А.Т.Салаховой - Анастасия Левина с работой «Смотри в меня».
Особый интерес и активное обсуждение вызвал дипломный проект Веры Аверьяновой (мастерская Т.Г.Назаренко), состоящий из трех больших живописных работ, объединенных общей темой «Жизнь и смерть Романовых». Эта работа была оценена комиссией на «отлично». Высокую оценку и похвалу Комиссии получили работы Алексея Дмитриева «Утренний этюд» (мастерская В.М. Сидорова), особенно была отмечена серия небольших работ этого автора, для которых характерно интересное колористическое решение; триптих Ксении Стекольщиковой «Суриковцы» (мастерская А.Н.Суховецкого), посвященный молодым художникам «суриковской» школы.
24 июня свои дипломные проекты представляли выпускники реставрационной мастерской МГАХИ под руководством А.А. Козьмина. Рецензентами и экспертами по данным проектам выступали специалисты ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Государственного научно-исследовательского института реставрации. Практически все работы этой мастерской были отмечены отличными оценками и похвалой экзаменационной комиссии: Наталья Стасенко - за реставрацию иконы ХУП в. «Положение ризы Богоматери во Влахерне» и иконы ХУ1 в. «Спас Вседержитель» мастера Феофана; Нуник Барсегян - за реставрацию иконы ХУШ в. «Богоматерь всех скорбящих Радость», студенток Ольги Котовой и Юлии Кузьминой - за реставрацию иконы ХУП в. «Троица Ветхозаветная» и др. Представили свои работы выпускники мастерских профессоров Ю.А.Шишкова, Н.Н. Соломина, а также выпускница мастерской доцента А.Т.Салаховой - Анастасия Левина с работой «Смотри в меня».
Многофигурная композиция китайского выпускника Ван Ян «Старик Юй, передвинувший горы» (мастерская батальной живописи профессора Н.Н. Соломина), выполненная по всем канонам реалистической живописи, была убедительным доказательством того, что иностранные студенты за годы обучения «впитали» лучшие традиции русской академической школы.
Комиссией была отмечена работа выпускницы мастерской театрально-декорационной живописи (руководитель - профессор Д.А.Чербаджи) Светланы Маркиной, которая представила эскизы декораций и костюмов к пьесе Б.Брехта «Жизнь Галилея» и опере Д.Шостаковича «Нос».
Комиссией была отмечена работа выпускницы мастерской театрально-декорационной живописи (руководитель - профессор Д.А.Чербаджи) Светланы Маркиной, которая представила эскизы декораций и костюмов к пьесе Б.Брехта «Жизнь Галилея» и опере Д.Шостаковича «Нос».
25 июня проходили защиты дипломов мастерской монументальной живописи под руководством профессора Е.Н.Максимова. Из 17 выпускников этой мастерской практически все получили наивысшие оценки Комиссии, которые свидетельствовали о высоком профессиональном уровне и мастерстве этих молодых художников.
Особое впечатление на экзаменаторов и всех присутствующих на защите произвел дипломный проект выпускницы этой мастерской Марии Комысы, состоящий из двух различных частей. Первая – это проект станции метро «Лесопарковая», оформление которой предполагается в технике флорентийской мозаики, и вторая – три портрета испанской мадонны, отражающие разные возрастные периоды ее жизни. Проект выпускницы Ольги Орловой посвящен оформлению медицинского учебного центра в Лондоне, фасад которого по идее автора должен быть декорирован фигурами людей и изображением лекарственных цветов и трав, выполненными из алюминия. В этой композиции присутствуют две главные героини – юная Флора и известное издревле целебное растение – крапива. Интересный диплом представил Анатолий Патерило по «Росписи храма в честь Ильи Пророка в селе Барково»: выполнен архитектурный проект храма с росписями; фрагменты росписей в трех частях; изображение распятия Христа, выполненное в технике фрески. Представленные фрагменты росписей хорошо скомпанованы и объединены колористической доминантой, в качестве которой выбран синий цвет. Студентка из Иркутска Диана Гафарова удостоилась похвалы Комиссии за три свои живописные работы под общим названием «Невидимые дети», посвященные щемящей теме тяжелобольных детей в пространстве больницы.
Особое впечатление на экзаменаторов и всех присутствующих на защите произвел дипломный проект выпускницы этой мастерской Марии Комысы, состоящий из двух различных частей. Первая – это проект станции метро «Лесопарковая», оформление которой предполагается в технике флорентийской мозаики, и вторая – три портрета испанской мадонны, отражающие разные возрастные периоды ее жизни. Проект выпускницы Ольги Орловой посвящен оформлению медицинского учебного центра в Лондоне, фасад которого по идее автора должен быть декорирован фигурами людей и изображением лекарственных цветов и трав, выполненными из алюминия. В этой композиции присутствуют две главные героини – юная Флора и известное издревле целебное растение – крапива. Интересный диплом представил Анатолий Патерило по «Росписи храма в честь Ильи Пророка в селе Барково»: выполнен архитектурный проект храма с росписями; фрагменты росписей в трех частях; изображение распятия Христа, выполненное в технике фрески. Представленные фрагменты росписей хорошо скомпанованы и объединены колористической доминантой, в качестве которой выбран синий цвет. Студентка из Иркутска Диана Гафарова удостоилась похвалы Комиссии за три свои живописные работы под общим названием «Невидимые дети», посвященные щемящей теме тяжелобольных детей в пространстве больницы.
Хороший уровень показали китайские студенты, которые традиционно выбрали темы своих дипломных работ, связанные с историей, культурой и повседневной жизнью Китая (например, «Починка сетей», «Военная конференция» - диптих, изображающий совещание китайских военноначальников, «Монахи», «Китайский классический сезон» - изображение китайского календаря по сезонам, выполненное в технике фрески, и т.п.). В тоже время целый ряд работ китайских студентов был посвящен русской культуре - культуре той страны, где они получили академическое художественное образование. Работа китайской выпускницы Ван Цун «К Александру Сергеевичу Пушкину» обращена к памяти великого русского поэта и изображает очередь людей, желающих прикоснуться к его жизни и творчеству в мемориальном музее на Мойке в Санкт-Петербурге.
В целом выпускники 2014 года Института имени В.И.Сурикова показали высокий уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям этого академического учебного заведения, лучшим свидетельством этому было отсутствие удовлетворительных оценок за дипломные проекты. Хочется верить, что все выпускники этого факультета, и российские и иностранные, найдут достойное применение своему таланту и полученным знаниям в своей дальнейшей творческой жизни.
Управление по координации академического художественного образования РАХ
версия для печати