Лекции в рамках проекта «Русские Пропилеи» НИИ РАХ. 2023 г.
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашает на цикл онлайн-лекций в рамках проекта «Русские Пропилеи. Из истории мирового искусства», которые пройдут в 2023 году в Белом зале РАХ (Москва, Пречистенка, 21). Лекции охватывают историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного и народного искусства всех веков и народов от первобытной эпохи до начала XXI века. В проекте участвуют ведущие научные сотрудники НИИ РАХ, обладающие большим опытом научно-исследовательской, педагогической и художественно-критической работы. Просветительский цикл может быть интересен студентам и педагогам художественных вузов, лицеев, училищ и школ, искусствоведам, художникам и любителям искусства.
5 июня 2023 года, 13:00-14:30. Лекция «Бытовой жанр в русской живописи второй половины XIX века».
Лектор: Александр Вячеславович Самохин, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела русского искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: Изучение европейского и североамериканского искусства реализма (1830–1890-е годы) невозможно без глубокого анализа произведений бытового жанра, приобретшего в то время огромную популярность в силу целого ряда историко-культурных факторов. Девятнадцатое столетие было хронологически последним отрезком времени, когда еще существовала традиционная система жанров живописи, сложившаяся на излете эпохи Возрождения. Несмотря на приметы скорой диссоциации жанровой системы, в изобразительном искусстве она еще не исчезла и напоследок подарила художнику и зрителю своего рода резюме стилей и направлений, предшествовавших реализму, который оказался «в ответе» за всю историю европейского искусства Нового времени. Исследование бытового жанра именно в русской живописи составляет важнейшую задачу для отечественных и зарубежных специалистов, поскольку Россия XIX века внесла особенно много нового и оригинального в жанровую картину указанного времени. Она своеобразно отразила исторический фон, художественную жизнь и основные творческие проблемы, подсказанные эпохой. В разговоре о реализме невозможно пройти мимо таких непростых вопросов, как идеологизация искусства, литературное и театральное в бытовом жанре, его предыстория и наследие, оставленное XX веку. Реалистическая жанровая живопись, которой пришлось в свое время и позднéе, в трудах искусствоведов и критиков, преодолевая идеологические барьеры, доказывать свою самоценность, ждет взвешенной реинтерпретации и эстетической оценки. Эта проблематика и обуславливает построение лекции и ее конкретное содержание.
7 июня 2023 года, 13:00-14:30. Лекция «Парсуна и ее традиции в русской живописи XVIII века».
Лектор: Андрей Александрович Карев, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, главный научный сотрудник отдела русского искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: Парсуной принято называть ранний русский портрет преимущественно XVII столетия. В языковой практике его чаще называли «персоной». Корни персоны как портрета уходят если не в глубокое, то классическое отечественное средневековье. Причем также именовался и сам человек, что подчеркивало глубокую символическую связь изображения и модели. Часто парсуной называют и позднесредневековый надгробный портрет, хотя в искусствознании имеется традиция все же отличать его от классической «персоны». По сути, парсуна является порождением процесса перехода от средневековья к Новому времени в русском искусстве второй половины XVII – начала XVIII веков. Это сказывается и в компромиссном языке парсуны, который соединяет традиции, сложившиеся в иконной живописи, с потребностями достоверного воспроизведения натуры и прежде всего – образа человека. Обширной коллекцией парсуны обладает Государственный исторический музей в Москве. Отдельные произведения этой разновидности портрета хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Специфический вариант парсуны представлен так называемой «преображенской» серией, хранящейся почти в полном составе в Государственном Русском музее. Кроме разговора о самом феномене в лекции предполагается обратиться к теме «парсунности» в русском портрете как симптоме неравномерности становления и развития искусства Нового времени в обширном культурном пространстве Российской империи. Примером локальной версии парсуны принято считать донской портрет, основная коллекция которого содержится в музеях Новочеркасска и Старочеркасска.
22 сентября 2023 года, 13:00-14:30. Лекция «Авторское ювелирное искусство России середины XX - первой четверти XXI в.: от предметной формы украшения к арт-объекту и инсталляции».
Лектор: Ирина Юрьевна Перфильева, доктор искусствоведения, доцент, главный научный сотрудник отдела художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ, заслуженный деятель искусств РФ.
Анонс: ХХ век подарил мировому художественному процессу новые формы в ранее сложившихся видах искусства. Одним из таких открытий является «авторское ювелирное искусство». Произошло это практически одновременно на Западе и в России/СССР в 1960-х гг. Однако истоки этого направления более глубоки и лежат в первой трети ХХ в. 1960–1970-е гг. отмечены формированием уникально-выставочного, «станково-прикладного» жанра ювелирных изделий. Ключевой фактор 1980–1990-х гг. – взаимодействие с пластикой фигуры человека, что породило кардинальную модификацию старых и рождение новых видов и форм ювелирных украшений. О поляризации творческих поисков современных российских художников-ювелиров свидетельствуют творческие конкурсы и выставки 2000-е гг.
10 ноября 2023 года, 13:00–14:30. Лекция «Гравюра как средство международного культурного обмена в XVI–XVII веках».
Лектор: Андрей Викторович Гамлицкий, старший научный сотрудник отдела русского искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: XVI–XVII столетия характеризуются высочайшим взлетом всех видов и жанров искусства. Эпоха Возрождения определила формы и направления развития искусства вплоть до современности. Во всех странах Европы стремительно формируются мощные национальные художественные школы, каждая из которых отмечена ярким своеобразием, но в то же время все они находятся в интенсивном диалоге, теснейшем общении, обогащая друг друга. Как же осуществлялись в то время культурные контакты, обеспечившие столь быстрое развитие искусства? Ведь тогда на существовало привычных в наши дни средств массовой коммуникации: фотографии, альбомов по искусству, интернета, откуда современный человек черпает информацию о новостях во всех сферах жизни. Путешествия также были весьма продолжительным и дорогим удовольствием, доступным не всем. Поэтому роль самого массового и оперативного средства культурного обмена принимает на себя гравюра – новый вид искусства, возникший на излете Средневековья. Главной особенностью и достоинством гравюры является тиражность, обусловившая широчайшее распространение и общедоступность печатной графики для самых широких общественных слоев. Именно гравюра играла важнейшую роль в стремительном распространении художественных достижений, новых сюжетов, иконографий, служила источником творческих импульсов для художников разных национальных школ и специальностей.
15 декабря 2023 года, 13:00–14:30. Лекция «"Мир искусства". Японизм».
Лектор: Анна Евгеньевна Завьялова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела русского искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства РАХ.
Анонс: Конец XIX – начало XX века, или рубежный период, в истории русского искусства отмечен интенсивным поиском новых форм художественного языка. В этом процессе заметную роль сыграли художники петербургского творческого объединения «Мир искусства» и их увлечение гравюрой на дереве японских мастеров XVIII – середины XIX века: Хокусая, Хиросигэ, Куниёси, Утамаро и других. Обращение к японской гравюре восходит к середине XIX столетия, когда Япония прервала свою многолетнюю изоляцию, и гравюры наполнили европейский художественный рынок, оказав существенное влияние на становление искусства импрессионистов и мастеров модерна. В то же время Александр Бенуа, Анна Остроумова-Лебедева, Мстислав Добужинский и Иван Билибин были увлечены японской графикой, что во многом позволило им создать уникальные образы Петербурга, Версаля и русских сказок.
Дополнительная информация: тел.: +7(495)637-31-76, e-mail: events.niirah@yandex.ru, НИИ РАХ.
версия для печати