Выставка «От Дюрера до Гойи. Три века европейской гравюры» в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 31.05.2005 - 02.07.2005 

31 мая 2005 г. в музейно-выставочном комплексе «Галерея искусств З.Церетели» (ул. Пречистенка, 19) открылась уникальная выставка – «От Дюрера до Гойи. Три века европейской гравюры» из собрания Ирбитского Государственного музея изобразительных искусств (Свердловская обл.). Выставка организована Российской Академией Художеств, Министерством культуры Свердловской области, Творческим Центр ЮНЕСКО, Мастерской-галереей ТЦ ЮНЕСКО «Анна и Юрий Мираковы».

В торжественной церемонии открытия приняли участие президент Российской академии художеств З.К.Церетели, вице – президент РАХ Д.О.Швидковский, глава администрации г.Ирбит А.Т.Гельмут, министр культуры Свердловской области Н.К.Ветрова. Проведение выставки приветствовал президент Творческого центра ЮНЕСКО М.А.Федотов. О коллекции гравюр, ставшей основой этого крупного выставочного проекта, рассказал в заключение директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств В.А.Карпов.
Эта выставка с успехом уже прошла в ряде городов России – Перми, Тольятти, Рязани. Проведение этой выставки в Москве, несомненно, станет значительным событием в культурной жизни столицы.
Ирбитский музей представил серьезную, научно организованную экспозицию, которая дает целостную картину развития европейской гравюры с начала XVI до конца XVIII столетий. 180 первоклассных листов знакомят с гравюрой Германии, Италии, Нидерландов (Фландрии и Голландии), Франции, Англии и Испании – крупнейших национальных школ, внесших выдающийся вклад в мировую художественную культуру.
В экспозиции представлены гравюры на библейские, мифологические, исторические сюжеты, а также портреты, пейзажи, бытовые сцены, книжная иллюстрация, и даже натюрморт. Выставка дает возможность проследить эволюцию эстетических вкусов и мировоззрения, обусловившую смену стилей и направлений изобразительного искусства.

В экспозиции есть свои «эпицентры» - шедевры великих мастеров, определивших пути развития европейской графики. Творчество Федерико Барроччи, Аннибале Карраччи, Жака Калло, Рембрандта, Антониса ван Дейка, Джованни Баттисты Тьеполо, Франсуа Буше, Франсиско Гойи представлено их собственноручными офортами. Произведения Дюрера, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Петера Пауля Рубенса, Шарля Лебрена, Антуана Ватто, Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнолдса стали источником вдохновения для лучших граверов своего времени.

На выставке есть и работы художников, быть может, менее известных широкому кругу любителей изобразительного искусства, но без которых немыслимо представить себе художественное наследие прошлого. Торжественно-декоративные иллюстрации Ханса Бургкмайра, выразительные портреты Клода Меллана и Робера Нантейля, уютные пейзажи Антони Ватерлоо, острая бытовая сценка Адриана ван Остаде, мощные архитектурные пейзажи Джованни Баттисты Пиранези, изысканные цветные листы Франческо Бартоллоцци погружают нас в волшебный мир искусства старых мастеров.
Жемчужинами Ирбитского музея являются два листа на сюжет «Стигматизация Св. Франциска», относящиеся к шедеврам итальянской графики XVI века. Один из них выполнен в технике гравюры на дереве Николо Больдрини под руководством Тициана, а второй выполнен в технике офорта Федерико Барроччи. Мощные, текучие линии композиции Тициана, ее напряженно-трагическое звучание разительно отличаются от радостного, пронизанного светом офорта Барроччи.
Таких ярких сопоставлений, показательных примеров в экспозиции немало. Само название «От Дюрера до Гойи» не просто отмечает хронологические границы, но зримо воплощено в составе выставки. Автопортреты Альбрехта Дюрера (1527) и Франсиско Гойи из его знаменитой сюиты «Капричос» (1799) как бы показывают пути европейского искусства от эпохи Возрождения до Нового времени.
Стремление дать широкую, ретроспективную картину европейской гравюры XVI-XVIII века не подавляет самоценность каждого представленного на выставке произведения. Всемирно известные шедевры, такие как гравюра Раймонди «Избиение младенцев» (1510) по рисунку Рафаэля, офорт Рембрандта «Взвешиватель золота» (1638), листы из серий «Вари Каприччи» Тьеполо (1743) или «Модный брак Хогарта» (1732) представлены в плотном контексте художественного творчества своего времени. Кроме того, в экспозиции представлены редкие, уникальные оттиски, имеющие научное значение. К таким, в первую очередь, надо отнести огромную - два на полтора метра - гравюру Франсуа Ланго «Поругание Христа» (ок.1660-1670) по картине Ван Дейка, погибшей во время Второй мировой войны. Этот единственный в мире экземпляр стал своего рода «фирменным знаком» Ирбитского музея.
Весьма представительная по составу и качеству коллекция Ирбитского ГМИИ (сегодня в музее более 9000 единиц хранения) сформировалась за последние три десятилетия: музей был основан в 1972 году. Его первый и бессменный директор Валерий Андреевич Карпов с самого начала замыслил создать музей мировой графики и посвятил этому всю свою жизнь. Ирбитский ГМИИ является единственным в России специализированным общедоступным музеем графики. Начав свой путь от выставочного зала, без собственной коллекции, музей в 1996 году получил государственный статус. Его коллекция охватывает период от эпохи Возрождения до наших дней, все европейские национальные школы, включая русскую и советскую, а также отдельный раздел современного искусства Урала.
Примечательно, что выставка шедевров из Ирбитского музея открыта в стенах музейно-выставочного комплекса Российской Академии художеств – центре классического искусства и художественного образования.



Возврат к списку

версия для печати