ГАВРИЛЯЧЕНКО Сергей Александрович


ГАВРИЛЯЧЕНКО Сергей Александрович

Живописец.
Родился 2 октября 1956 года в городе Шахты Ростовской области. Живёт и работает в Москве.

Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2022г.)

Заслуженный художник РФ (2000г.), Народный художник Российской Федерации (2009г.)
Член Союза художников СССР, России (1989г.), Московского Союза художников (1989г.), Московского товарищества художников-живописцев (1989г.)
Профессор (2000г.)

Образование: Ростовский государственный педагогический институт (1978г.); Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (1984г.), мастерская К.В. Тутеволь; Стажировка МГХИ имени В.И. Сурикова (1986г.).

Основные произведения: «1913» (1992г., холст, масло, 62х100); «Казачьи проводы» (2000г., холст, масло, 70х90); «атака» (2006г., холст, масло, 50,7х40); «Сватовство майора» (2009г., холст, масло, 80х60); «Послеобеденный отдых с Кантом» (2012г., холст, масло); «Социальный лифт» (2012г., холст, масло, 75,5х66); «Последний отъезд» (2013г., холст, масло, 90х70); «Крещенские морозы» (2018г., холст, масло, 34х28,5); «Ночной взгляд» (2018г., холст, масло, 52х61); «13 этаж» (2019г., холст, масло, 80х60); «Караваджистские ночи» (2020г., холст масло, 41х36); «Тоска лимонная» (2020г., холст, масло, 45х37); «Чижик улетел» (2023г., холст, масло, 40х34); «Старик-сын на могилах родителей» (2023г., холст, масло, 46,5х65,5); «Порог» (2024г., холст, масло, 53х38,5) и многие другие.

Автор более двухсот пятидесяти публикаций в научных, научно-популярных, учебно-методических, литературных изданиях.

Произведения представлены в коллекциях государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Белгородского государственного художественного музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых (Киров), Липецкого областного художественного музея, Таганрогского художественного музея, Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея, Ульяновского областного художественного музея, Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, Пермской государственной художественной галереи, Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова (станица Вёшенская, Ростовская область), Дома-музея М.Б. Грекова (Новочеркасск), галереи «Арт Прима» (Москва), в фондах Союза художников России и Международной конфедерации союзов художников.

Участник всесоюзных, всероссийских, международных, московских выставок с 1974 года. Персональные выставки прошли в Москве (1994; 2001; 2006; 2011; 2016; 2021гг.), Ростове Великом (2011г.), Липецке (2015г.), Перми (2016г.), Кирове (2017г.), Новочеркасске (2022г.), Ульяновске (2023г.), Воронеже (2024г.), Твери (2024г.).

Педагогическая деятельность: профессор Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при РАХ (с 1987г.); профессор Российского государственного университета туризма и сервиса (1998-2005гг.); профессор Московского педагогического государственного университета (2009-2016гг.); профессор Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова (с 2016г.).

Государственная и общественная деятельность: член комиссии по живописи СХР (с 1991г.); секретарь Союза художников России по работе с молодыми художниками и искусствоведами (с 1999г.); член комиссии по критике и искусствоведению СХР (2004-2021гг.); член экспертного Совета студии военных художников имени М.Б. Грекова (с 2021г.); секретарь комиссии по выставочной деятельности СХР (2021г.); член экспертной комиссии по присуждению звания «Народный художник РФ» при Президенте РФ (с 2022г.); член информационной комиссии Московского товарищества художников-живописцев (...г.). 

Государственные и общественные награды: Премия Ленинского Комсомола (1989г.); Орден Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени (2007г.); Премия города Москвы в области литературы и искусства (2008г.); Международная премия имени М.А. Шолохова (2009г.); медали имени Н.П. Крымова Московского Союза художников (2014г., 2016г.); медаль В.И. Сурикова МГАХИ им. В.И. Сурикова (2016г.); Международная премия в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова (2017г.); Премия И.Е. Репина в сфере современного изобразительного искусства (2020г.); медаль А.А. Иванова СХР (2020г.); медаль имени П.П. Кончаловского МСХ (2020г.).

Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ (1995г.); Серебряная медаль РАХ (1997г.); медаль «Достойному» РАХ (2005г.); Золотая медаль РАХ (2018г.); Благодарности РАХ (2018г., 2020г.); Почетная грамота РАХ (2020г.).


Река времени Сергея Гавриляченко
Юбилейная выставка Сергея Гавриляченко на Покровке была похожа на крупное сейсмическое волнение. И дело было не только в беспрецедентно огромном количестве зрителей, особенно странном в период пандемических запретов и ограничений, но также в традиционных вернисажных приветствиях и поздравлениях, которые продолжались немыслимо долго, многоголосо, темпераментно и на редкость сердечно, и это даже нисколько не травмировало любителей фуршета, ибо все было, действительно, интересно и естественно. Столы с яствами хранили пристойность и неприкосновенность, пока микрофон послушно переходил от одного оратора к другому – это были высокие руководители творческих союзов и академий, коллеги по искусству и педагогической практике, по общественной работе и по критической мысли, благодарный студенческий демос и близкие друзья и единомышленники, взволнованные гости из других российских городов и искушенные ценители столичного ареала… Действительно, на этой выставке было что ценить, было о чем говорить с глубоким пиететом и неподдельным интересом.
Выставка представляла собой символическую творческую биографию, полное «собрание сочинений» в избранных картинах от сакраментальных «казачьих» полотен, пейзажных мотивов, автопортретных композиций до картин синтетического жанра с определенной философской наполненностью, с особенной, но не броской, стилистической доминантой и впечатляющей серией обнаженных, синтезирующей элементы натюрморта, интерьера, сложного сюжета и выбивающейся из своего узкого жанра на простор житейских метафор, аллюзий мирового искусства и экзистенциальных мистерий. Причем работу художника во всех известных жанрах постоянно сопровождают энергетические всплески автопортрета, как это бывало с великими от Рембрандта до Виктора Попкова.
В автопортрете Гавриляченко одновременно и парадоксален, и патетичен. Парадоксален, потому что всегда идет вразрез с общепринятым и здравомысленным, с инертностью и благодушием (в живописи – это благообразие). Патетичен, как патетичной может быть соната или симфония, поднимающая вечные темы и божественные смыслы. Патетичен, потому что вкладывает в автопортреты сокровенные раздумья о судьбе художника и вызовах современного мира, острые творческие переживания, свое неоднозначное отношение к существующей реальности, характерные коды крупной и противоречивой личности, подверженной эсхатологическим настроениям. В названиях автопортретов не раз можно встретить упорное упоминание времени: «Река времен», «Время утрат», «Время, вперед»… Наверное, это главный ключ к искусству Гавриляченко, к его фигуре в целом, со всеми существующими гранями и ипостасями: Гавриляченко – художник, он же педагог (авторитетный преподаватель двух ведущих творческих вузов страны), общественное лицо наших профессиональных подразделений, искусствовед и теоретик искусства, ценный и постоянный автор оставшихся в живых журналов.
О творчестве Сергея Александровича Гавриляченко писали многие известные художники и критики. И сам он, склонный к аналитике и феноменологии, обладающий точностью слова и широким понятийным инструментарием, с воодушевлением и редкой работоспособностью принялся за труд искусствоведа. Этот благородный труд в настоящее время совершается в трех взаимосвязанных направлениях: капитальные статьи о художественной классике и короткие экскурсы в историю искусств; глубокие исследования о современниках, чье творчество достойно и притягательно для панорамного осмысления; материалы о младших коллегах и начинающих художниках, нуждающихся в поддержке и заслуживающих ее (это отчасти продолжение сложной педагогической деятельности).
Художник и искусствовед в одном лице (причем каждое из этих лиц серьезно и значительно) – феномен в современной художественной практике. Гавриляченко и одарен и обременен этим двойным талантом. Как художник он живет, развивается, дышит свободно и полнокровно. Но второй его талант всегда может вмешаться в творческий процесс и на высоком профессиональном уровне ограничить эту свободу или укрепить и поощрить ее каким-либо веским тезисом. Так что представляется совершенно естественным тот факт, что юбилейная выставка мастера оказалась столь примечательной и совершенной, ведь создавал ее темпераментный и яркий художник, а оценивал ответственный и требовательный критик. И еще: выставка показала не юбилейную окончательную «бронзу» автора, а его неутомимое и бесконечное движение. Движение к абсолюту. К полной свободе и легкости творческого дыхания. К идеальной связи замысла и воплощения. Движение к новым берегам. Как в китайской притче: переплыть на другой берег большой реки – это доблесть. Переплыть ее вдоль – это редкое совершенство. И Сергей Гавриляченко стремится к нему, изо дня в день переплывая «реку времен».
Искусствовед Никита Иванов.

Иллюстрация в тексте: портрет С.А. Гавриляченко. Фото: Александр Казьмин, МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ.



Возврат к списку

версия для печати