ГРИГОРЬЕВА Наталья Евгеньевна
График
Родилась 21 июня 1959 года в Мордовии. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение графики, с 2021г.)
Член Международного Художественного Фонда (2009г.)
Член Союза Фотохудожников России (2011г.)
Член Творческого Союза Художников России (2014г.)
Член Союза художников России (2015г.)
Образование: с отличием окончила Московское театральное художественно-техническое училище (1981г.) по специальности «Художественно-костюмерная», квалификация «Художник-модельер»; художественно-технологический факультет промышленности Московский технологический институт (1990г.) по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности», где училась у - В.М. Зайцева, Д.П. Глаголева, Е.В. Николаева, И.Н.Тихоновой, И.В. Вельчинской, И.А. Алпатовой.
Профессиональная деятельность: художник бюллетеня «Спорт и отдых» в Доме моделей спортивной одежды (1989-1992 гг.), художник-модельер костюмов для спортсменов сборной России по фигурному катанию (1992-1994), художник-модельер, художник-график.
Работает в Российской академии художеств на разных должностях с 1997 года: консультант Отделения графики РАХ (с 2016), член Научно-методического совета по художественному образованию при Президиуме РАХ (2016), член Экспертного совета по фундаментальным научным исследованиям РАХ (.....).
Основные произведения. Живопись: серии натюрмортов «Каргопольская игрушка», «Самовары», «Медведи», «Цветы» (1976-2021гг., холст, масло). Графика: эскизы костюмов для солистов вокально-инструментального ансамбля «Садко» объединения «Ленконцерт» (1989г.) и для сборной России по фигурному катанию (1990-1992гг.); серии иллюстраций к поэме К. Иванова «Нарспи» (1980-е, 2019-2021гг.; бумага, акварель, тушь, перо); серии «Вологда» (1985г; бумага, акварель), «Воспоминание» (2016-2022гг.; бумага, акварель, тушь) и другие.
Автор статей «Жажда творчества. К 110-летию со дня рождения художника Ивана Трофимовича Григорьева (1906-1984)» ( журнал «Искусство для всех», 2016 (11), №2, с. 34-39); «Мастерская Владимира Фаворского. К 130-летию со дня рождения мастера. Из тетради воспоминаний И.Т. Григорьева “Пути-дороги в искусство”» ( газета «Наш Изограф», 2016, №4 (261), с. 7-9); «Иван Григорьев. К 110-летию со дня рождения (1906-1984). Графика. Линогравюра. Наталья Григорьева» (газета «Наш Изограф», 2017, №5 (273), с. 8).
Научная деятельность: куратор научно-теоретических и научно-практических конференций и круглых столов Российской академии художеств, по различным темам графического искусства, выездной «Выставки произведений мастеров графики РАХ» в Чувашском государственном художественном музее (2018г.), организатор отчетной выставки Отделения графики РАХ «Графика 2019» в выставочных залах Российской академии художеств (2019г.); составитель коллективных монографий издания по итогам научно-теоретической конференции РАХ «Художник и книга» (2020г.) и ежегодной научно-практической конференции 2015-2019гг. «Проблемы печатной графики» (2021г.).
Произведения находятся в собраниях Чувашского государственного художественного музея, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Участник более 40 областных и региональных групповых художественных выставок, в том числе зарубежных – в Республике Беларусь, Германии, Болгарии. Персональные выставки: «Дорогами России» в Библиотеке № 5 имени Николая Рубцова (Санкт-Петербург, 2008г.); «Выставка живописи Григорьевой Натальи» (2009г.), «Соловки. Свет и сумрак» (2010г.) в залах Филиала Научной библиотеки РАХ (Москва); «Григорьевы. Жизнь в искусстве. И.Т. Григорьев (1906-1984). Заслуженный художник Чувашии. Наталья Григорьева» (2011г.) в Мемориальном музее-мастерской С.Т.Коненкова; «Наталья Григорьева. Акварели. Эскизы костюмов» (2015г.) в залах Филиала Научной библиотеки РАХ (Москва); «Иван Григорьев. К 110-летию со дня рождения (1906-1984). Графика. Линогравюра. Наталья Григорьева» (2016г.) в Мемориальном музее-мастерской С.Т.Коненкова; «Призрачно всё...» в залах Филиала Научной библиотеки РАХ (Москва, 2018г.).
Государственные и общественные награды: Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997г.); Благодарность Чувашского государственного художественного музея за организацию «Выставки произведений мастеров графики Российской академии художеств» (2018г.); Благодарственное письмо Смоленского государственного музея-заповедника за проведение мероприятия, посвященного 145-летию С.Т. Коненкова «Диалог через столетие: С.Т. Коненков – Российская академия художеств» (2019г.); Диплом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (2021 г.).
Награды РАХ: Диплом за реализацию проекта Российской академии художеств «Мировые традиции. Взгляд в прошлое» (2018г.), медаль «За заслуги перед Академией» Российской академии художеств (2019г.), Благодарности РАХ (2005, 2009, 2011, 2016, 2017, 2018, 2019, 2021гг.).
«Образ Нарспи в произведениях станковой графики».
Большинство фундаментальных произведений нарспианы созданы мужчинами. Тем интереснее наблюдать женскую точку зрения на поэму. Внучка И.Т.Григорьева, чье творчество рассматривалось выше, Григорьева Наталья Евгеньевна продолжила не только династию, но и традиции, заложенные дедом. Многогранность ее таланта и увлеченность разными видами и жанрами изобразительного искусства отразились и на нарспиане художницы, которая состоит из серий акварелей, живописных работ и линогравюр.
В 1980 году она создала цикл акварелей. Среди них привлекает лист «Нарспи» – светлый, полупрозрачный, краски положены на мокрую бумагу в технике «а-ля прима», после высыхания нанесены тонкие контуры и штрихи (ил. 8). Нежный и в то же время печальный образ Нарспи с большими грустными глазами. На ней серебряные девичьи украшения – признак богатства, который, однако, не делает ее счастливой.
Наиболее близки к творчеству дедушки ее гравюры, созданные в 1984–1985 годах. Несмотря на стилистическое сходство и устойчивое ощущение преемственности поколений, Наталья Евгеньевна является уникальным в своем роде художником-мыслителем. Иллюстрируя ключевые моменты поэмы, она находит новые сюжеты, которые органично включаются в ее серию. Так, главная героиня изображается за вышиванием своего приданного (ил. 9). Этот сюжет, понятный зрителю, в нарспиане встречается только один раз в книжной графике у художника В. Носкова. Чувашки готовили свое приданное с детства, в течение многих лет вышивали и ткали одежду для будущего мужа. Вероятно, их ожидания были светлыми и романтическими, как у литературной героини, но реальность их не оправдала. Данная сцена несет именно такой смысл – мечты и грезы, которым не суждено сбыться. Также интерес вызывает редкая и этим уникальная сцена сплетен и пересудов за спиной Нарспи (ил. 10).
И.В. Тургай, кандидат искусствоведения.
версия для печати