ХАБИРОВ Рашит Султанович
Живописец
Родился 13 июля 1953 года в г. Стерлитамак. Живет и работает в Уфе и Вышнем Волочке.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2021г.)
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2013г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2019г.)
Член Союза художников России (1980г.)
Образование: Московская средняя художественная школа при МГХИ им. В.И. Сурикова Академии художеств СССР (1971г.), Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (1977 г.), мастерская члена-корреспондента АХ СССР, Народного художника РСФСР, профессора В.Г. Цыплакова.
Основные произведения: «Оля» (х/м, 1989г), «Новый забор у бабы Зины» (х/м, 1996г), «Последний луч» (х/м, 1998 г), «Башкирский мёд» (х/м, 1998г), «Самовары и примус» (х/м, 1998г), «Чак-чак» (х/м, 2013г), «Сёлгэ» (х/м, 2014г), «Башкир Айлинец» (х/м, 2016г), «Вечер на Агидели» (х/м, 2019г), «На пути в Шульган-Таш» (х/м, 2018г).
Произведения находятся в собраниях Министерства культуры Республики Башкортостан, Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, Национального музея Республики Башкортостан, Башкирского государственного театра оперы и балета, а также в частных собраниях и галереях России, Великобритании, Польши, Германии, Франции, Китая и других стран.
Участник выставок с 1977 года. Персональные выставки: Малый зал Союза художников РБ (Уфа, 1977г.), Башкирский филиал Академии наук (Уфа, 1982, 1983гг.), Галерея «Am Weinmarkt» (Нюрнберг, ФРГ, 1990г.), Галерея «Райм» (Нюрнберг, ФРГ, 1993г.), Школа «Квисвуд» (Великобритания, 2001г.), Библиотека г.Гримсби (Великобритания, 2002г.), Театр оперы и балета (Уфа, 2003, 2004гг.), Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова (Уфа, 2003, 2019гг.), Уфимская художественная галерея (2007г.), Малый зал Союза художников РБ (Уфа, 2008г.), Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди (Уфа, 2013г.), Галерея «Мирас» (Уфа, 2015г.), Московский дом национальностей (2016г.), Выставочный зал Союза художников России на Покровке, 37 (Москва, 2018г).
Профессиональная и общественная деятельность: член Большого художественного совета Башкирского творческо-производственного комбината РБ (1988г.), секретарь Партийного бюро Союза художников РБ (1987г.), член Правления Союза художников Республики Башкортостан (1987г.); член Британской Гильдии торговли изобразительным искусством (2003г.)
Общественные награды: Грамота Союза художников РБ за достижения в изобразительном искусстве Республики Башкортостан (2003г.), Диплом Союза художников России за выдающиеся успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (2007г.), Памятная юбилейная медаль «90 лет МВД по Республике Башкортостан» (2009г.), Благодарность Министерства культуры РБ (2017г.), Благодарность Союза художников России за большой вклад в развитие современного изобразительного искусства Российской Федерации (2018г.), Серебряная (2014г.) и Золотая медаль (2015г.) «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России.
Награды РАХ: Серебряная медаль «Достойному» (2016г.), Благодарность Президиума (2018г.).
Герои произведений Р. Хабирова – реальные персонажи, ведь он не пишет собирательные образы. Скорее, в выбранных им типажах он стремится выразить обобщенные образы и характеры, типичные для своего народа: «Башкир-охотник», «Айсылу – дочь Амира», «Портрет матери», «Портрет заслуженного артиста РБ С.А. Дукачева», «Портрет народного художника Башкортостана Г. Круглова», «За шитьем» и многие другие. В таких работах видны главные достоинства живописи Р. Хабирова – цвето- и светоносность, выстроенная на сложных, тонких взаимодействиях тональных связей. Здесь нельзя не упомянуть об углубленном изучении художником большого пласта национального декоративного искусства своего народа: костюмов, ковров, орнаментов, утвари и т.д. В течение полутора лет Рашит пристрастно постигал это удивительное наследие предков в Национальном музее Республики Башкортостан. Итогом этого периода, словно некое живописное посвящение культуре своего народа, стали семь виртуозно выполненных портретов и целый ряд натюрмортов со старинной башкирской одеждой и аксессуарами. Писались эти полотна прямо в музее, поскольку выносить экспонаты из музея запрещено, к тому же в старых костюмах использовано много серебра. Все это, а также особая атмосфера музейных хранилищ добавляли осознания необыкновенности атмосферы и исключительности используемого материала. Отсюда и бережность, уважительная внимательность в изображении предметов старины. В числе написанных в то время портретов и были «Башкир-охотник» и «Айсылу – дочь Амира».
В творчестве Рашита Хабирова есть еще одна, сквозная, тема. Это старая Уфа, природа Башкирии. Уфу он начал писать с ранних лет. Многие из старинных улочек, колоритных домиков давно не существуют или изменили свой облик. Образ той Уфы, которая памятна художнику с детства, бережно сохранен в его живописных произведениях.
Иллюстрация в тексте: Р.С. Хабиров. Фото: Матвей Скворцов.
версия для печати