ЕГОРОВ Александр Борисович
График
Родился 08.12.1951, г. Сумы Украина. Живет и работает в Москве.
Почетный член Российской академии художеств (2019 г.).
Член Союза художников России (с 1985 г.).
Образование: Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина (1972-1976 гг.), Московский государственный заочный педагогический институт (1976-1977 гг.), Ленинградский университет им А.А.Жданова (факультет психологии).
Профессиональная деятельность: Художник в Государственном центральном театре кукол (1969-1970 гг.). И.о.главного художника Русского духовного театра «Глас» (1999-2003 гг.).
Преподаватель Заочного народного университета искусств (1979 -1986 гг.); руководитель художественной студии комплексных проблем воспитания детей и юношества при ЦДХ СХ СССР(1988 г.); доцент иконописного (2003-2010 гг.), психологическом (2010-2011 гг.) факультетов Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова; на кафедре основ гражданственности Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; на Факультете теории и истории искусства Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова.
Вел цикл просветительских радиопередач на канале «Голос России», «Содружество», «Радонеж», « Союз», « Кузнецкий мост»» и других радио и телевизионных программ.
Основные работы: серии «Соловки», «Переславль», «Суздаль, «Звенигород», «Кириллов», «Русский Север», «Сибирская Земля», «Кавказские горы», «Памир», «Седой Алтай», «Дальний восток и Амур», «Валаам», «Крым», «Индия», «Италия», «Святая Земля», «Сербия», «Святой Афон». Принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя, в работах по восстановлению залов Большого Кремлевского дворца.
Участник групповых выставок с 1980 г. Персональные выставки: «Путешествие по Индии» (Калькутта, 1990г.), «Духовное возрождение» (1990), «Святая Русь и Индия» (1993г.), «Паломничество к святыням земли русской» (1997г.), «Святая Русь» (1997г.), «Рождественская выставка» в Духовном театре «Глас» (2000 г.), «Дорога к Храму» (2001г.), «Пасха» в галерее Юргенсона (2001г.), «Святыни России» в Российском фонде культуры(2001г.), выставка, посвященная Дню города и 50- летию автора (2001г.).
Награды: Благодарности Российской академии художеств (1999, 2018 гг.), Грамота Министерства культуры г.Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Союза художников России.
«Прикосновение к истине
Художественные работы отца Александра (Егорова) - это отдельная глава современной русской живописи. Тонкие, лирические пейзажи родной природы, монолитные храмы и святые места России вбирают в себя лучшие черты русской реалистической школы, импрессионизма и символизма, всего, в чем проявляется индивидуальность автора.Исполнены ли они красками на холсте, или акварелью, либо темперой, пастелью - всегда есть Небо, оно играет особую роль, даже если это всего лишь световая полоска, или просветы сквозь ветви деревьев. Это впечатление возникает оттого, что почти каждое изображение у художника буквально наполнено неярким, но выразительным светом. Он сам, его художественный взгляд находится как бы в самой природе. У него нет отстранения от пейзажа, он - в нем.
Преосвященный Александр говорит, что: "Каждый человек несет в себе и проявляет свою природу - он от света, или не от света. Если свет в нем победил тьму, значит он близок Богу, если свет нарастает, то он освящает все в человеке и вокруг него, он становится живым носителем божьего света, святым. Цвет и свет по природе очень близки. Я как художник ощущаю свет, я вижу мелодию света. Только нота зазвучала, зазвучала музыка, и я вижу световое и цветовое продолжение этой мелодии. Есть дороги, духовные колеи, которые душа угадывает, чтобы приблизиться к Свету. Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы, как говорится в святом писании. Свет - это Гармония - особый строй, особый ритм, цвет, музыка. Когда это слышишь, видишь, душа оживает, воспаряется к Горнему миру. Она уже не умирает для красоты и созидания. Сейчас вокруг нас в жизни много тьмы и воинствующего невежества, разрушающих жизнь, всюду, даже во храмах. Когда верующие молятся, а молитва не проходит через сердце, когда для света остаются неприступны и душа, и разум, когда не любовь, а холод царит в душе, то это все пустое обрядоверие. Один из популярнейших русских святых отцов, даже монахов молящихся без чувства, уподоблял черным головешкам, лишенным духовного пыла, огня, божественного света. Библейское повествование о творении мира начинается со Света. Мы должны научиться видеть свет и внутри себя, и в другом человеке, и научиться творить этим светом. Существует христианская традиция исихазма, о которой много богословствуют, говорят и спорят и по сей день. Это таинственное учение о поиске фаворского света. У многих русских духовных мыслителей, философов - или предчувствие, или понимание Света, и понятие Соборности близко Свету - это созвучие, соцветие, гармония, - когда мы все разные, но в вере в Бога сливаемся в одно. Апостол говорил, что мы, как живые камни должны сами из себя выстраивать храм Божий»".
Отец Александр много путешествовал не только по России, но и по миру, Европе и Азии, был на Афоне. Духовный поиск приводит его к созданию серии работ по святыням России, к углубленному освоению христианской культуры. Много акварелей, холстов, зарисовок, этюдов, эскизов художник привозит из своих путешествий. Так были созданы валаамская и соловецкая серии - из путешествий по монастырям. Нельзя не упомянуть в этой связи его пронзительную темперную работу «Соловецкие старцы». Холст «Зимние сумерки» представляет собою венец целой серии деревенских пейзажей. Как правило, на них облики деревенских, русских церквей и церквушек - каменных, деревянных колоколенок и больших, полнозвонных монастырских колоколен...
У отца Александра особый световой дар проявляется в тех работах, где он рисует снег, который отражает небо, и многие отмечают эту снежную, нежную поэтичность, которую достиг художник. Он любит и умеет вместить в себя и отразить ширь русскую, любит изобразить дорогу, уходящую вдаль, как, например, в его "Дороге к храму".
Во многих работах русской деревенской тематики наблюдается еще одна черта его творческой манеры - он умело придает естественность, уют изображению, когда рождает впечатление насыщенности, благодаря бытовой детали, такой как частокол - частый древесный заборчик с просветами, ветхая церквушка или близкое к нему по впечатлению "частоветвие" - осенне-оголенные, замершие перед зимою, древесные стволы и сложно-сплетенные ветки на фоне неба. Наполненность, объемность и естественная лиричность, освещенная сдержанным светом.
Особо чувствуется в творческой манере отца Александра влияние русской иконописи. Есть целый ряд работ, где у него появляются фигурки старцев-монахов с нимба ми, благословляющие странники. Немало сюжетов с ангелами в небе, особенно, если на картине монастырь или условно-иконописно данный город - над ним в развернувшихся небесах может предстать и целый сонм ангелов и святых, вокруг образа Вседержителя. Иной раз - одинокий, со светлым ликом, ангел в небе, где радуга над колокольней, озером или монастырем. В легендарно-этнических листах и холстах- древнерусская птица Гамаюн, а порой даже сказочные львы, будто сошедшие со старинных печных изразцов или стародавних рукописных книг, свитков рукописей.
Понимание будущего священник и художник Александр Егоров видит в постижении прошлого, в причастности к истории Отечества, в гармонии с Природой. Призвания священнослужителя и художника в его судьбе равноярки в своих проявлениях. Здесь слово не расходится с делом, краска с холстом, которого касается кисть, столь чуткая к русской природе и к вере православной».
Станислав Айдинян, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, директор культурных программ «Спейс».
версия для печати