ОВСЯННИКОВ Вадим Геннадьевич


ОВСЯННИКОВ Вадим Геннадьевич

Художник и дизайнер
Родился 30 сентября 1963г. в Москве. Живет и работает в Старой Рязани.

Почетный член Российской академии художеств (2021г.)

Член Московского творческого союза кузнецов-художников (2007г.), Московского союза художников (2010г.), Творческого союза художников России (2014г.)
Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства (2009г.)
Действительный член Академии народного искусства (2019г.)

Образование: Московский электро-технический институт связи (1985г.) по специальности инженер АПС, дипломный проект «Художественно-конструкторский проект рабочего места оператора отделения связи»; факультет промышленного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское, 1994г.)

Профессиональная детальность: работал над авторскими росписями в ряде храмов России и проектами часовен (с 1996 г.); работа над авторскими архитектурными решениями и скульптурой (с 2006 г.); работам в области промышленного искусства.
Среди основных произведений - живопись: циклы «Силы Небесные» (2005 г.), «Русские этюды» (1996-2010 гг.), «Бессмертные воины Великого Княжества Рязанского» (1997-2017 гг.), «Одно дыхание» (2022г.), «Мы Вместе» (2022г.), «Ноты Шехтеля» (2023г.); скульптура: мемориал жертвам политических репрессий в г. Чехов (2009г.), памятник русским витязям земли Лопасненской в Государственном музее-заповеднике Куликово поле (Тульская область, 2012г.), памятник «Защитники Старой Рязани» в г. Спасск-Рязанский (Рязанская область, 2018г.), архитектура: проект «Прошлое, настоящее и будущее» туристического кластера федерального историко-археологического музея-заповедника «Городище Старая Рязань» (2017-2018гг.).
Произведения находятся в собраниях музеев России, частных коллекциях России, Европы, Великобритании, США и Латинской Америки.

Постоянный участник выставок с 1994г, среди которых: «Russian Landscapes» (Лондон, 1994г.), эскизы и картины к росписи «Страшный Суд» (Чехов, 1995г.), «Deeds of Man (Лондон, 1999г.), «Силы Небесные» в ЦДХ (Москва, 2006г.), в музее-усадьбе Васильчиковых-Ланских-Пушкиных-Гончаровых (Чехов, 2007г.), «Русские Этюды» в ЦДХ (Москва, 2008г.), «Портрет XX-XXI века» к 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже (Москва, Коломна, Павловский посад, 2009-2010гг.), «Грани большого города» в МАХЛ РАХ (Москва, 2011г.), «Гости и ученики мастерской Вадима Овсянникова» в музее им. Вагнера (Спасск-Рязанский, 2014г.), XXI выставка «Некрополь 2014» (Москва, 2014г.), «Грани большого города» в МАХЛ РАХ (Москва, 2014г.), «NON-STOP» в МАХЛ РАХ (Москва, 2014г.), «Прошлое, настоящее и будущее» (Рязань, Рязанский Кремль, 2018г.), «Паспорт монументалиста» (Москва, 2021г.) и другие.

Общественная деятельность: вице-президент Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров» (2009г.), вице-президент ассоциации «Искусства народов мира» (2015г.).
Член координационных советов по реставрации памятников и благоустройству Спасского района Рязанской области (2015г);  создатель (совместно со своей семьей) Дома художника и Центра искусств на Старой Рязани (2006 г.)

Награды: Серебряный орден «Служение Искусству» Международной академии культуры и искусства (2009г), почетная грамота администрации Спасского муниципального района Рязанской области (2013 г.),  диплом за вклад в отечественное изобразительное искусство (2014г.), Почетный знак за заслуги в развитии отечественного дизайна (2015г.), Бронзовая медаль ТСХР (2015г.), Серебряная медаль ТСХР (2016г.), Медаль за заслуги в развитии дизайна МОА «Союз Дизайнеров» (2016г.).
Награды РАХ: Диплом РАХ за вклад а развитие искусств (2009г.), Благодарности РАХ (2009, 2012, 2016, 2017гг.), Золотая медаль РАХ (2017г.).

Иллюстрация в тексте: фотопортрет Вадима Геннадьевича Овсянникова. Автор фото Ольга Викторовна Овсянникова. 


«Созидание»…«Творение»…«Искусство»…Тысячи определений. Вы найдете этим словам, миллионы красивых и не очень эпитетов, но все они будут описывать лишь грани одного единого Полета и Прорыва, чьи крылья осенили в миг человеческую душу.
Однако, последовательность не случайна. Создать и претворить в форму «нечто», самовыразиться, выпустить из себя наболевшее или же наоборот нарадованное чувство, дать ему плоть – все это только начало. Начало, которое, к сожалению, для многих и становится концом пути по ступеням мастерства. Чтобы «творение» стало искусством нужно намного больше, чем просто самовыражение. И вряд ли кто-то станет спорить, что далеко не всё, к чему когда-то кем-то был приклеен ярлык «произведение искусства», является таковым по сути.
Однако, «где критерий?» - спросите Вы. А он лишь один: то, что дает Прорыв сознанию не только самому автору и его современникам, но и многим поколениям живущих, можно назвать настоящим искусством. Это Книга, несущая сквозь тень веков, Знание, что было сокрыто, возможно, и от самого Мастера-Творца. Так парадокс О.Уайльда «Не искусство подражает жизни, а жизнь искусству» можно истолковать несколько по-иному, нежели обычно (искусство повелевает жизнью). Нет: искусство провидит, а жизнь сама собой выполняет провиденное…
Добиться правды не фотографической, а концентрированной, нелегко. Недаром же Делакруа предупреждал: «Художник всегда немного глупеет перед натурой». Пикассо, вероятно, это и имел в виду: «Я не пишу с натуры, я пишу при помощи натуры. Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким, каким я его мыслю».
Во все времена было немало художников, писателей и поэтов, которые владели техникой создания, говоря языком современности, «проходных» сюжетов и тематик. Но настоящий художник и поэт – это прежде всего правдолюбец.
Для русского художника Вадима Овсянникова понятие правды соотносится с чистотой запечатления Вечности. В беседе сам мастер говорит так: «Для меня Правда творчества заключается в том, что именно Так я мыслю, именно Это я вижу. Я оставляю след своих переживаний, своих волнений и своих размышлений. Вот это и является на холстах или на листах бумаги. И я не лгу в отношении к действительности. Часто бывает, что что-то хотят выразить, но является это на холсте в той позиции, чтобы кому-то понравилось или как-то особенно смотрелось на выставке. Нет. Так нельзя. Я выражаю только то, что чувствую, переживаю и для этого чаще всего использую образы и символы. Так я одновременно и возвышаю искусство, и делаю его международным, понятным людям, живущим не только в России, но и на других континентах».
Важным моментом взаимодействия зрителя и творца – это сохранение автором возможности самостоятельно размышлять на тему увиденного или услышанного. Искусство дает толчок к саморазвитию, раскрытию духовности, но никак не должно являться манипулятором сознания.
«Я оставляю возможность размышлять и, говоря об этом, очень уважительно сохраняю право это за каждым. Человек в любой стране мира имеет право мыслить. И я не влезаю своими картинами не в чьё. Поэтому образы эти несут одновременно и глубокий смысл, но так, чтобы человек мог соприкоснуться, но не притронуться. Ни в коем случае не атаковать своими образами личное пространство или чьи-либо размышления. Для меня в первую очередь – это осторожное корректное отношение к мыслям, духовности каждого человека. Это обязательно».
Вадим Овсянников часто выставляется за рубежом. И где бы ни оказался, везде с уважением величают его «русским художником». Это ответственное звание. Культуру с многовековой историей непросто раскрыть инакомыслящему человеку, а русскую – особенно. И здесь вопрос не о русофилии, а о понимании сложности взаимодействия различных цивилизаций. Именно в том задача мастера, чтобы не просто познакомить с традицией, но дать прочувствовать русскую душу, соприкоснуться с ее сутью.
Образы, создаваемые Вадимом Овсянниковым, дают возможность ощутить этот «русский дух» в самой его глубинной сути. «Идеи являются постоянно – их миллион, и возникает несколько вариантов как их можно выразить. Но я постепенно отсеиваю, отсеиваю до тех пор, пока это не будет являться вопросом всеобъемлющим или мировым, то есть когда в нем сотрутся все грани национальностей, когда появится в нем образ, который будет понятен любому человеку на этой земле, любых традиций».
В мощных образах художником запечатлевается вся сила и, порой, суровость Руси. Ее же ранимость и утонченность находит свое отражение в пейзажных полотнах. В них не меньше глубины и наполненности, чем в остальных работах.
«Поль Сезанн писал сложные по живописи, но несложные по темам работы: архитектурные или видовые пейзажи и натюрморты. Однако и критики, и простые зрители склонны были находить в них трагедию мира. Настолько это было мощно… Так вот для меня пейзаж всегда был равносилен любой картине, в которой есть какой-либо глубинный образ. В пейзажах та же максимально обостренная идея. В нем должно быть все: и идея, и сила, и глубина. Я отношусь к пейзажу так… Хотя они легкие. Они могут быть легкими по восприятию, невесомыми зрительно, по краскам. Но, тем не менее, в пейзаже должно быть всё!»
Отдельной гранью пейзажной живописи являются архитектурные пейзажи.
«У меня с детства запала фраза Рериха: «Я пишу ни утро, ни обед, ни полдень, ни вечер, я пишу сущность этого пейзажа, в которой все это отражается, в которой все это есть. Я вырываю из этого здания саму суть». Тоже самое и для меня. И я вкладываю эту суть и еще добавляю археологическую достоверность. Это не только впечатления, не только радость цвета, гармонии красок, эти пейзажи несут историчность. Добавляя свои эмоции, я очень точно и корректно оставляю ее для тех, кому интересно, что же на самом деле было».
Архитектура – неотъемлемая часть нашей жизни. И от того, какие здания нас окружают, насколько гармонично они вписываются в природный ландшафт, насколько сочетаются между собой, будет зависеть и состояние душевного покоя. И если человек не может создать гармонию вокруг себя, то что можно говорить о гармонии душевной.
«Я не воспринимаю художника как человека, который берет краски и пишет маслом по холсту. Нет. Художник – это творец. А творец должен нести свет, благородство, чистоту идей, начиная с самого себя, распространяя и дальше от мастерской этот свет. Поэтому интерес к архитектуре для меня органичен всегда. Я восхищаюсь тем, как спустя века разрушений, архитектурные линии все еще поют едва слышимую песню о том, что по сути в них было заложено... Просто не всё выполнено…И когда вхожу в разрушенный храм, особняк, замок, я чувствую эту тонкую нить, и я это пишу, оставляю, запечатлеваю, чтобы такой же ниточкой все это уходило в пространство дальше».
Так же как и архитектура, музыка вплетается неразрывной нитью в творчество Вадима Овсянникова. По словам художника, она непосредственно участвует в создании произведения, помогает работать, создает нужное настроение, а перерывах – дает отдых душе и новые силы для творчества. «Музыка – это продолжение цвета и красок. Это и есть синтез. Как в любой архитектуре мы видим музыку, так же музыка – это живопись и архитектура. И только так, в едином порыве можно узнать искусство. И все это не для денег, а только для одного: чтобы человек чувствовал свою наполненность, это заложено глубоко внутри нас и жить без этого нельзя».
На протяжении последних 15 лет Вадим создает мастерскую, где бы воплощаются в единое целое: архитектура, музыка и живопись – тот самый синтез искусств, что несет гармонию человеческим душам.
Развитие и облагораживание личности, обращение к своей духовности, внутренней первозданной чистоте и мудрости – именно это цель, миссия настоящего творца; того, кто творит не ради суетности бытия, но во благо Правды Вечности.
Автор статьи Ольга Викторовна Овсянникова



Возврат к списку

версия для печати