БЛОХИНА Лариса Викторовна

Живописец. Персональный сайт: blokhin-art.com
Родилась 21 декабря 1960 года в Краснодаре. Живёт и работает в Краснодаре.
Почетный член (2020г.), член-корреспондент (Южное региональное отделение, 2021г.), академик (Отделение дизайна, 2024г.) Российской академии художеств.
Член Союза художников России (1990г.)
Почётный член Чешской академии искусств имени Масарика (1999г.)
Образование: художественно-графическое отделение Кубанского государственного университета (1984г.), где училась у В.А. Гаврилко.
Основные произведения: «Три источника» (1992г., холст, масло, 80х90), диптих «Дождь» (2010г., холст, масло, 120х100, 120х100), «Лодки» (2014г., холст, масло, 110х130), «Reflection» (2015г., холст, масло, 120х100), «Осень. Элегия» (2015г., холст, масло, 110х90), «Парк» (2018г., холст, масло, 120х100), «Театр. Эпилог» (2024г., холст, масло, 100х150), « Опера. Искатели жемчуга» (2024г., холст, масло, 110х90) и многие другие.
Участник выставок с 1985 года. Основные персональные выставки прошли в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств (1995г.), Ставропольском краевом музее изобразительных искусств (1996г.), «Genko-gallery» (г.Йоханесбург, ЮАР, 1996г.), Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко (1996г.), Центре русской культуры г.Прага (Чехия, 1999г.), «X Gallery» (г.Амстердам, Голландия, 2000г.), Центре русской культуры г.Валетта (Мальта, 2004г.), «Линия горизонта» в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко (2010г.), «PROстранствие» в галерее «7 картин» (г. Краснодар, 2011г.), «Дорога» в галерее «Арт-холл» (г.Самара, 2015г.), «Пейзаж. Реконструкция» в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко (2022г.) и в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока (Майкоп, 2023г.), «Антракт» в галерее «Март» (г. Краснодар, 2024г.).
Произведения находятся в собраниях Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко, Сочинского художественного музея имени Д.Д. Жилинского, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Вологодской областной картинной галереи, Череповецком музейном объединения, Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, фондах Министерства культуры РФ, академии искусств Чехии имени Масарика (Прага), коллекциях «Modem Art Gallery», «Karlsruhe» (Германия), «Zirraat Bankasi» (Турция).
Общественная деятельность: Член Правления Краснодарского краевого отделения ВТОО « Союз художников России» (с 2005-2009гг., 2017-2022гг., с 2022г.)
Награды Российской академии художеств: медаль « Достойному» РАХ (2010г.), медаль «Шувалова» РАХ (2011г.), золотая медаль РАХ (2012г.).
«...Как образ входит в образ
и как предмет сечет предмет»
Борис Пастернак
Искусство Ларисы Блохиной располагается в пространстве пластического переживания стихий - земли, воздуха и воды. Оно оживотворяет материю, возвращая ей одухотворенную просветленность. Его формы естественно сближают земное и небесное, позволяя им отражаться в водоемах, в их естественном зеркале, объединяя в себе целостный комплекс человеческих переживаний. Пластическая праматерия в живописи художницы свободно течет, не зная границ, открывая в своей структуре единый генетический код, его универсальность и органическую вариативность преображения. Она обретает свои смыслы в традиции средиземноморской культуры, в ее рифмообразующих структурах - в колебательных состояниях, в естественности дыхания. Поэтому не случайно одной из главных тем экспозиции выставки становится Венеция, ее загадочное мерцание, вибрирующие потоки света и воды, ее ренессансные дворцы и наполненные драгоценной живописью храмы. Этот город мерно покачивается в своей барочности, наполненный светом и отражениями, соединяя небо и землю зеркалом венецианской лагуны и многочисленных каналов. Пьяцы и пьяцетты, человеческие судьбы, страсти и желания, покой и равновесие скрываются в композициях Ларисы Блохиной, сближенных с изысканной венецианской живописью, с нюансировками Тинторетто, избегая прямой сюжетности и погружаясь в летейские венецианские воды, требующие забвения. В них практически везде появляется гондола, символ перехода из чувственного в идеальное, лодка, абсолютно созвучная человеческой душе, скользящий образ, присутствующий в пространстве лорда Байрона, Александра Блока, Бориса Пастернака. Ее контуры рифмуются с орнаментом архитектуры, декоративным строем палацио и с «психоделической» тональностью воды, окружающей ее лекальные формы и изгибы ее силуэта, снимая конкретность ситуации и наделяя живопись «универсальной беспредметностью».
Оставаясь в границах классической визуальности, композиции художницы возвращают в современную культуру свою изначальную органику как универсальную информацию, существующую, по выражению Р.Барта, в «безграничной империи знаков». В этих координатах феномен традиционной образности заменяется абсолютно новыми и в то же время абсолютно глубинными архетипами и модулями, обращенными к « геометрии», «топографии» метафизических визуальных смыслов и ритуалов.
Визуальная феноменальность Ларисы Блохиной обращена к культурной памяти детства, первичности образов, к их хрупкости, трогательности и беззащитности. Она живет медлительностью и нежностью, перетекая от одного образа к другому, не фиксируя завершающийся контур и сразу же намечая следующую фазу движения. В этой стратегии художница восходит к раннему авангарду, к его «импрессионистичности», к его сложной символике, уходящей в художественные системы Тернера и прозрачные серии Клода Моне.
Пластическая драматургия Ларисы Блохиной обретает свою актуальность в фрагментарности, в ее крупных планах, выстраивая особую «визуальную» сценографию. В ней открываются мизансцены, где предметы, их архитектурные формы играют собственную уникальную роль. Детали городской и парковой скульптуры, колонны, фонтаны, фонари, вазы создают сложный контекст в этом естественном «театре» художницы. Они ведут свой пластический диалог, указывая на архитектурные пропорции, масштабы, на геометрические ряды, образуемые художественными объектами, на их парадоксальную взаимную соотнесенность, порой объединенную в многоступенчатую лестницу. В этих композициях отсутствует человек, но его присутствие обнаруживается в самой культуре переживания художницы, в личных образах, пронизанных гармонией и равновесием.
В холстах Ларисы Блохиной, в их мерцающих мирах действуют сверхличные потоки интенсивностей и гипержеланий самого искусства, изначально присутствующие в нас как зарубки на лесных тропах или кровеносные сосуды. Это органичное искусство живет в непрерывностях живописной ткани, ускользая в складки «метафизики», в реалии предельных состояний человека, неотделимых от игры, от творческой интуиции, от закодированных природных образов, где код может приобретать еще большее значение, чем сама природа. Художница сдвигает случайности в глубоко личные знаки, наполняя их собственной иконологией. В этой стратегии открывается неведомое при контакте с, казалось бы, заведомо освоенным.
Живопись Ларисы Блохиной способна одухотворять повседневность, простые регулярности и размерности человеческой жизни, превращая ее непосредственность в сакральную образность и неуловимую трепетность. Она выявляет это странное мгновение, вечную животворящую паузу «между» и «всегда», сокровенную сосредоточенность, которая зовется поэзией. В ее слоях сама живопись обретает возможность для выхода в иную реальность, преодолевая собственную «сюжетность» и демократизм привычных узнаваемых реалий, в этой визуальной философии картины становятся живыми сущностями, в них бьется пульс сердца и прячется сострадание к окружающему миру.
В этой концепции Лариса Блохина осознает себя воспринимающим и воспринимаемым, который не только «смотрит» сам, но, главное, на которого «смотрят» и к которому обращен взгляд сущего. Присутствие реальности в этом экологическом художественном поведении воспринимается как ее органическая жизнь в ритмических состояниях равновесия и пульсации внутренней энергии - как прилив и отлив, приход и уход, вдох и выдох, где «да» постоянно чередуется с «нет», меняя полярности и вновь возвращаясь в «да». Включаясь в это дыхание, художница переживает линию, контур, след жизни предмета или фигуры не только как намеченный пластический пунктир, который воспроизводится в визуальной феноменальности композиций. Лариса Блохина рассматривает реальность визуального как собственное физическое состояние, как собственный путь к предмету или явлению, претворяя живописный жест в драматургию личной экзистенции. Ее пластика превращается в энергетический образ, в феномены промежуточных визуальных зон, плазменную реальность, где растворяется сам предмет. Она опрокидывает свое пространство на зрителя как геометрия обратной перспективы, словно продолжая свой жест за пределами произведения. Кажется, что композиции «Дым», «Теплый вечер», «Сад» за счет своих мерцающих форм, свободной растворенности живописного начала в драматургии композиции лишаются традиционных картинных рамок и формальных ограничений. Их поверхность начинает вибрировать, приобретая качества «оптических» векторов и смыслов искусства, его вермееровских традиций, эманирующих световую образность.
Художественные технологии Ларисы Блохиной, их способность «комментировать» и описывать произведения порождает эффект картины как некоего живописного объекта, где сама визуальность раскрывается как чистая ностальгия по живописи, как ее экологическое состояние. Ее многослойный ландшафт, блестяще выстроенный, с тщательно проработанной светотенью, с выявленным глубоким культурным контекстом, генетически преображенным - все это становится манифестом прихода иной культуры, культуры возвращения естественных ценностей. Искусство Ларисы Блохиной свидетельствует о ветшании формальных постмодернистских моделей и о появлении новой реальности, сияющей в сознании радикальной художественной оптики.
Член-корреспондент РАХ, искусствовед В.В. Пацюков.
Иллюстрация в тексте: фотопортрет Л.В.Блохиной, 2022 г. Автор фото: В.М.Блохин
версия для печати