ФЕДОРОВ Александр Ревельевич
Живописец.
Родился 28 октября 1965 г. в г. Чебоксары. Живет и работает в г. Чебоксары.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2018г.)
Заслуженный художник Чувашской республики (2007г.)
Член Союза художников России (1993г.)
Почетный член-корреспондент Международной гуманитарной Академии «Европа-Азия» ЮНЕСКО (с 2006 г.)
Образование: Чебоксарское художественное училище, руководитель диплома В.В.Гурин (1984г.); Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева, руководитель диплома Н.В.Овчинников (1992г.).
Основные произведения: «Шохонка» (холст, масло, 90х80, 2014 г); «Холодный день» (холст, масло, 75х85, 2014 г); «Сказки начало» (холст, масло, 110х100, 2009 г); «Сирень» (холст, масло, 100х100, 2020 г); «Праздник для невесты» (холст, масло, 100x100, 2020 г); «Подсолнухи» (холст, масло, 90х80, 2020 г); «Платье для невесты» (холст, масло, 140х70, 2009 г); «Восточное танго» (холст, масло, 85х752017 г); «Вечерний Иерусалим» (холст, масло, 75х85, 2008 г); «Бедуин кочевник» (холст, масло 75х65, 2007г).
Произведения находятся в собраниях Чувашского государственного художественного музея (Чебоксары), Художественного музея г. Новочебоксарска, Национальной библиотеки Чувашской Республики, Галереи «Серебряный век» (Чебоксары), Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» (село Большое Болдино), Мемориального комплекса Славы им. А.А.Кадырова (Грозный), Музея А.Н.Мазитова (Казань), Казанской национальной галерее «Хазине», Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Творческого объединения «Классика» (Иваново).
Постоянный участник выставок с 1991 года. Основные персональные выставки: Гамбург (Германия,1995г.); Базель, Сан-Бернардино (Швейцария, 2002г.); Аскона, Цюрих (Швейцария, 2003г.) и другие.
Педагогическая деятельность: преподаватель детской художественной школы №5 г.Чебоксары (1987-1992).
Государственные и общественные награды и премии: Стипендиат Культурного фонда Президента России В.В. Путина (2001г.); Благодарность Администрации Президента Чувашской Республики (2009г.); Почетная грамота Министерства культуры Чеченской Республики (2017г.), Благодарность Министерства культуры Чеченской Республики «Мемориальный комплекс Славы им. А.А.Кадырова» (2017г.); Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2018г.); Почетная грамота Государственного Совета Чувашской Республики (2020г.); Благодарственное письмо Государственной думы федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва от А.И. Аршиновой (2020г.).
Награды РАХ: Диплом РАХ (2010г.), Благодарность РАХ (2013г.), Серебряная медаль РАХ (2013г.), Диплом РАХ (2014г.), Благодарность Российской Академии Художеств (Поволжское отделение) за участие в Третьей межрегиональной академической выставке-конкурсе «Красные ворота/против течения» в Саратове (2014г.).
«Картина должна быть праздником для глаз!»(с) Эжен Делакруа.
В живописи Александра Федорова нет и не может быть технических и иных параллелей с искусством конъюнктуры рынка двадцатого века. Весь смысл притязаний его творчества сводиться к поискам живописно-пластического языка современной постимпрессионистической живописи наступившего столетия.
Основной лейтмотив – жизнеутверждающий строй композиции. Отсутствие намека на литературное прочтение холста – вот главное достоинство и достижение в раскрытии творческих тем. Радость жизни, полнота бытия трактуются автором исключительно средствами живописной пластики. Живописно-пластическая мотивация композиций рождается из острого чувства счастья бытия, некоего рода изумления перед видимым миром. Серия его работ «Болдинская осень», пейзажные ноктюрны старого Иерусалима,многочисленные натюрморты – цветы – все это лишь средство передать зрителю волнующие мелодии жизненных ритмов. Автор любит жизнь, окружающую его и старается средствами живописи донести до зрителя все обаяние окружающего нас мира.
В таинственной голубоватой дымке мерцает вращающийся «космический» гранат, сквозь завесу времени загадочно смотрит бедуин-кочевник, тянуться к зрителю ритмы листвы, пятна цвето-света завораживают и притягивают взор. Мозаика гармонии холодного и теплого, ритмы свето-теневых и фактурных отношений, модуляция акцентов - все служит для раскрытия характера окружающего мира. Отсюда берет начало живописно-пластическая среда его холстов. Индивидуальность автора в раскрытии живописно-пластических тем, а не в подражании кому бы то ни было. Спонтанно и легко возникает эта среда в виде пены в натюрморте с пивом, переходит серебристым блюзом голубовато-лиловой гаммы в портрете Ирины, колышет легкой игрой мазков и фактур лодки,искрится радостным светом в многочисленных натюрмортах с цветами.
Традиция и современность переплетаются в творчестве А.Р. Федорова. Хотя, напрямую нельзя соотнести приемы мастеров серебряного века русского искусства и потрясающей потенции Ван Гога, в некотором смысле Сезанна, но явно можно проследить внутреннюю смысловую связь творчества этих мастеров и рассматриваемого нами живописца.
Выявление живописно-пластического образа достигается средствами искусства двадцать первого века. Художник не играет в искусство, он живет в нем и им. Поиск творческих средств выражения не сводиться к решению отдельных технических задач. Это способ мышления автора.
«Реализм чувства» - вот истинный девиз мастера. Отсутствие однообразия и скучной риторики, постоянный неустанный поиск средств живописно-пластического выражения мыслей ведет мастера к дальнейшему усложнению его художественно языка.
Герман Каштанов, искусствовед
версия для печати