ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-1858)
Живописец.
16(28).7.1806, Петербург – 3(15).7.1858, Петербург.
Жил в Петербурге, в Италии (1831–58, преимущественно в Риме).
Академик Императорской академии художеств (1836).
Первоначально учился у отца – Андрея Ивановича Иванова, затем в АХ, «посторонний» ученик (1817–28) у него же и А.Е. Егорова; пенсионер ОПХ за границей (с 1830); посетил Австрию и Германию. Был дружен с О.А. Кипренским, пользовался советами В. Камуччини, Б. Торвальдсена; большое впечатление произвело на А.А.Иванова творчество И.-Ф. Овербека.
Среди его ранних работ: «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1828), «Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой» (1831–43), «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1836).
Главный труд его жизни – картина «Явление Христа народу» (1837–58); ее созданию предшествовала подготовительная работа: исполнил несколько эскизов (нач. с 1830-х); законченный эскиз – малый вариант картины (1836–55); многочисленные этюды для головы и фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы апостолов, этюды для средней части и дальнего плана картины, пейзажные этюды и мн. др. Также исполнил в 1830-е – нач. 50-х близкие к картине пейзажи: «Аппиева дорога при закате солнца» («Via Appia», 1845), «Неаполитанский залив у Кастелламаре» (1846), цикл изображений обнаженной модели в пейзаже – «На берегу Неаполитанского залива», «Семь мальчиков», «Четыре нагих мальчика», «Нагой мальчик» – три последних 1840–50-е. Знакомство в 1838 с Н.В. Гоголем и дружба с ним имели для Иванова огромное значение, возможно под его влиянием исполнил редкие для него жанровые сцены: «Жених Compagnulo, выбирающий серьги для невесты» (акв., кар., 1838), «Аве Мария» (акв., 1839), «Октябрьский праздник в Риме. У Монте Тестаччо» (сепия, 1842) и др.; написал два портрета Гоголя (1841).
В 1840–50-х исполнил для росписи общественного здания цикл акварелей на библейские темы (так называемые библейские эскизы). Также выполнил (1822 – нач. 50-х) огромное количество рисунков с изображением натурщиков, сюжетов на библейские темы, копии со скульптур, картин и фресок, портреты, пейзажи и т.п.
Большая золотая медаль ОПХ (1827).
Сын А.И. Иванова, брат С.А. Иванова.
16(28).7.1806, Петербург – 3(15).7.1858, Петербург.
Жил в Петербурге, в Италии (1831–58, преимущественно в Риме).
Академик Императорской академии художеств (1836).
Первоначально учился у отца – Андрея Ивановича Иванова, затем в АХ, «посторонний» ученик (1817–28) у него же и А.Е. Егорова; пенсионер ОПХ за границей (с 1830); посетил Австрию и Германию. Был дружен с О.А. Кипренским, пользовался советами В. Камуччини, Б. Торвальдсена; большое впечатление произвело на А.А.Иванова творчество И.-Ф. Овербека.
Среди его ранних работ: «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1828), «Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой» (1831–43), «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1836).
Главный труд его жизни – картина «Явление Христа народу» (1837–58); ее созданию предшествовала подготовительная работа: исполнил несколько эскизов (нач. с 1830-х); законченный эскиз – малый вариант картины (1836–55); многочисленные этюды для головы и фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы апостолов, этюды для средней части и дальнего плана картины, пейзажные этюды и мн. др. Также исполнил в 1830-е – нач. 50-х близкие к картине пейзажи: «Аппиева дорога при закате солнца» («Via Appia», 1845), «Неаполитанский залив у Кастелламаре» (1846), цикл изображений обнаженной модели в пейзаже – «На берегу Неаполитанского залива», «Семь мальчиков», «Четыре нагих мальчика», «Нагой мальчик» – три последних 1840–50-е. Знакомство в 1838 с Н.В. Гоголем и дружба с ним имели для Иванова огромное значение, возможно под его влиянием исполнил редкие для него жанровые сцены: «Жених Compagnulo, выбирающий серьги для невесты» (акв., кар., 1838), «Аве Мария» (акв., 1839), «Октябрьский праздник в Риме. У Монте Тестаччо» (сепия, 1842) и др.; написал два портрета Гоголя (1841).
В 1840–50-х исполнил для росписи общественного здания цикл акварелей на библейские темы (так называемые библейские эскизы). Также выполнил (1822 – нач. 50-х) огромное количество рисунков с изображением натурщиков, сюжетов на библейские темы, копии со скульптур, картин и фресок, портреты, пейзажи и т.п.
Большая золотая медаль ОПХ (1827).
Сын А.И. Иванова, брат С.А. Иванова.
версия для печати