ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904)
Живописец
14(26).10.1842, Череповец Новгородской губ. – 31.3(13.4).1904, погиб близ Порт-Артура во время русско-японской войны при взрыве броненосца «Петропавловский». Жил в Петербурге, Париже (с 1876). Много путешествовал по России, Кавказу, был в Индии, Палестине, Японии, на Филиппинах, Кубе, США и др. странах мира. Принимал участие в военных действиях в Туркестане, Русско-турецкой войне.
Образование: Морской кадетский корпус (1853–60); Рисовальная школа ОПХ (с 1858), АХ (1860–63) у А.Е. Бейдемана, А.Т. Маркова. Занимался в Академии художеств в Париже (1864–67) у Ж.-Л. Жерома и А. Бида.
Избран профессором Императорской Академии художеств (1874), но отказался от этого звания по убеждению о вредности чинов в искусстве.
Основные произведения: в 1867–68 и 1869 ездил в Среднюю Азию, принял участие в военных действиях русских войск в Туркестане, где выполнил множество рисунков и этюдов. По этим материалам создал так называемую Туркестанскую серию: «После удачи» («Победители», 1868), «У крепостной стены. Пусть войдут!» (1871), «Смертельно раненый» (1873) и др.; цикл из 7 картин «Варвары»: «Нападают врасплох» (1870), «Апофеоз войны» (1871–72), «Торжествуют» (1872) и др. Некоторые работы этой серии носят жанровый характер: «Опиумоеды» (1868), «Нищие в Самарканде» (1870), «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871), «Двери Тамерлана» (1872–73), «У дверей мечети» (1873). Был в Индии (1874–76 и 1882–83), написал этюды – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874–76), «Гробница шейха Селика-Шести в Фатехпур-Сикри» (1875–76), «Всадник-воин в Джайпуре» (ок. 1881) и др.; картины – «Великий могол в своей мечети в Дели» (1876–79), «Процессия слонов английских и туземных властей в Индии в городе Джайпуре…» (1875–79). В 1877–78 участвовал в русско-турецкой войне; создал цикл картин Балканской серии: «Победители», «Побеждённые», «Под Плевной» и др. (все 1878–79); «На Шипке все спокойно», «Перед атакой. Под Плевной» (1881) и др. В сер. 1880-х исполнил «Трилогию казней»: «Подавление индийского восстания англичанами» (1884), «Казнь заговорщиков в России» (1884–86) и «Распятие на кресте у римлян» (1887). Цикл произведений об Отечественной войне 1812 года состоящий из двух частей: «Наполеон I в России» и «Старый партизан» (1887–95). По материалам поездки на Филиппины и Кубу в 1901–02 написал ряд картин на темы испано-американской войны 1898–99 гг. Среди последних работ этюды, выполненные в Японии (1903) – «Японка», «Вход в храм Никко» и др.(не закончены), «Японки на прогулке» (1904), «Прогулка в лодке».
Награды: Георгиевский крест за отвагу, проявленную в сражении в Самарканде (1868). В 1901 был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Автор ряда литературных трудов: «Очерки, наброски, воспоминания» (СПб., 1883); «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных» (СПб., ч. 1, 1883, ч. 2, 1884); «На войне в Азии и Европе. Воспоминания художника» (М., 1894); «Литератор» (Повесть) (М., 1894); «Наполеон I в России» 1812 г. (М., 1895 (Приложение – каталог выставки картин Верещагина). «Детство и отрочество художника Верещагина» (М., 1895), «Духоборы и молокане в Закавказье…» (М., 1900).
версия для печати