ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926)
Живописец.
3(15).5.1848, с. Лопьял Уржумского уезда Вятской губ. – 23.7.1926, Москва. Жил в Вятке, Петербурге (1867–77), Москве (1878–85, с 1891), в Киеве (1885–91). Брат А.М.Васнецова.
Профессор (1892), действительный член Императорской Академии художеств (1893), вышел из состава действительных членов (1905).
Образование: занимался рисованием у учителя гимназии Н.А. Чернышева в период обучения в Вятской духовной семинарии (нач. 1860-х, не окончил); учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1867–68) у И.Н. Крамского; в АХ (1868–74, с перерывами) у П.П. Чистякова, П.В. Басина, В.П. Верещагина, С.М. Воробьёва.
Почетный член Реймской Академии художеств (1895), Музея изящных искусств в Москве (1900), почётный член Строгановского училища (1902), Киевского общества древнерусского искусства (1903), действительный член Российского исторического музея (1908).
Член ТПХВ (1878), почётный член МОЛХ (1903), ОПХ (1903–04), член художественного союза «Изограф» (1917), СРХ (1918).
Среди основных работ (1860–70-е): «Жница» (1867), «Чаепитие в трактире» (1874), «С квартиры на квартиру» (1876), «Преферанс» (1879) и др. Выполнил рисунки на темы русских пословиц и поговорок (1866–68; изд. в альбоме «Русские пословицы и поговорки», М., 1912) и др.; также иллюстрации для различных изданий («Народная азбука» и «Солдатская азбука» Н.П. Столпянского – 1870; «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, 1871 и др.); рисовал для журналов «Будильник» (1869–72), «Семья и школа» (с 1873). Исполнил ряд картин на темы русско-турецкой войны 1877–78. Создал картины: «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), «Битва русских со скифами» (1881), «Алёнушка» (1881; экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, 1900), «Витязь на распутье» (1882), «Иван-царевич на Сером волке» (1889), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Снегурочка» (1899) и др. В 1898 закончил картину «Богатыри», над которой работал более 25 лет (сделал большое количество подготовительных набросков, эскизов). Также выполнил фриз «Каменный век» (1882–85) для одного из залов Исторического музея в Москве; росписи во Владимирском соборе в Киеве (1885–96) и написал иконы для главного иконостаса. Одновременно (в 1880-е и последующие годы) исполнял эскизы декораций, портреты и пейзажи, иллюстрации для книг. В нач. 1880-х сблизился с С.И. Мамонтовым, стал одним из активных участников худож. кружка в Абрамцеве, - по его рисункам построена церковь в древнерусском стиле (1881–82). Выполнил декорации и эскизы костюмов к пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского для театра в Абрамцеве (1882). Участвовал в оформлении одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в Московской частной опере (1885), в Большом театре в Москве (1907) и др. постановок. Написал портреты – М.М. Антокольского (1884), Е.Г. Мамонтовой (1885), сыновей – Бориса (1889) и Михаила (1892), В.С. Мамонтовой (1896), О.В. Полетаевой (1912), М.В. Нестерова (1926, не закончен); пейзажи – «Затишье» (1881), «Дубы» (1883) и др. Автор иллюстраций к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1891) и «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина (1899). Исполнил проекты собственного дома в Москве (1894, ныне Дом-музей В.М. Васнецова), павильона для Парижской выставки (1898), фасада здания Третьяковской галереи (эскизы майоликового фриза для того же здания, 1900–08); эскизы мозаик для Русской церкви в Дармштадте (1899–1901), храма Воскресения в Петербурге (1883–1901) и Православного собора в Варшаве (1906–11). Занимался гравюрой и литографией, работал в области декоративно-прикладного искусства.
В 1910 вместе с братом был инициатором создания в Вятке музея (ныне обл. художественный музей).
Иллюстрация в тексте: М.В. Нестеров (1862-1942). Портрет В.М. Васнецова. 1925. Холст, масло. 98х106. Государственная Третьяковская галерея.
Профессор (1892), действительный член Императорской Академии художеств (1893), вышел из состава действительных членов (1905).
Образование: занимался рисованием у учителя гимназии Н.А. Чернышева в период обучения в Вятской духовной семинарии (нач. 1860-х, не окончил); учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1867–68) у И.Н. Крамского; в АХ (1868–74, с перерывами) у П.П. Чистякова, П.В. Басина, В.П. Верещагина, С.М. Воробьёва.
Почетный член Реймской Академии художеств (1895), Музея изящных искусств в Москве (1900), почётный член Строгановского училища (1902), Киевского общества древнерусского искусства (1903), действительный член Российского исторического музея (1908).
Член ТПХВ (1878), почётный член МОЛХ (1903), ОПХ (1903–04), член художественного союза «Изограф» (1917), СРХ (1918).
Среди основных работ (1860–70-е): «Жница» (1867), «Чаепитие в трактире» (1874), «С квартиры на квартиру» (1876), «Преферанс» (1879) и др. Выполнил рисунки на темы русских пословиц и поговорок (1866–68; изд. в альбоме «Русские пословицы и поговорки», М., 1912) и др.; также иллюстрации для различных изданий («Народная азбука» и «Солдатская азбука» Н.П. Столпянского – 1870; «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, 1871 и др.); рисовал для журналов «Будильник» (1869–72), «Семья и школа» (с 1873). Исполнил ряд картин на темы русско-турецкой войны 1877–78. Создал картины: «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), «Битва русских со скифами» (1881), «Алёнушка» (1881; экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, 1900), «Витязь на распутье» (1882), «Иван-царевич на Сером волке» (1889), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Снегурочка» (1899) и др. В 1898 закончил картину «Богатыри», над которой работал более 25 лет (сделал большое количество подготовительных набросков, эскизов). Также выполнил фриз «Каменный век» (1882–85) для одного из залов Исторического музея в Москве; росписи во Владимирском соборе в Киеве (1885–96) и написал иконы для главного иконостаса. Одновременно (в 1880-е и последующие годы) исполнял эскизы декораций, портреты и пейзажи, иллюстрации для книг. В нач. 1880-х сблизился с С.И. Мамонтовым, стал одним из активных участников худож. кружка в Абрамцеве, - по его рисункам построена церковь в древнерусском стиле (1881–82). Выполнил декорации и эскизы костюмов к пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского для театра в Абрамцеве (1882). Участвовал в оформлении одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в Московской частной опере (1885), в Большом театре в Москве (1907) и др. постановок. Написал портреты – М.М. Антокольского (1884), Е.Г. Мамонтовой (1885), сыновей – Бориса (1889) и Михаила (1892), В.С. Мамонтовой (1896), О.В. Полетаевой (1912), М.В. Нестерова (1926, не закончен); пейзажи – «Затишье» (1881), «Дубы» (1883) и др. Автор иллюстраций к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1891) и «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина (1899). Исполнил проекты собственного дома в Москве (1894, ныне Дом-музей В.М. Васнецова), павильона для Парижской выставки (1898), фасада здания Третьяковской галереи (эскизы майоликового фриза для того же здания, 1900–08); эскизы мозаик для Русской церкви в Дармштадте (1899–1901), храма Воскресения в Петербурге (1883–1901) и Православного собора в Варшаве (1906–11). Занимался гравюрой и литографией, работал в области декоративно-прикладного искусства.
В 1910 вместе с братом был инициатором создания в Вятке музея (ныне обл. художественный музей).
Иллюстрация в тексте: М.В. Нестеров (1862-1942). Портрет В.М. Васнецова. 1925. Холст, масло. 98х106. Государственная Третьяковская галерея.
версия для печати