ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
Живописец, график и театральный художник
25.7(6.8).1856, с. Рябово Вятской губ. – 23.1.1933, Москва. Жил в Вятке, в Петербурге (1872–75), с. Быстрицы недалеко от Вятки (1875–78), с 1878 в Москве. Брат В.М. Васнецова.
Академик (1900), действительный член Императорской Академии художеств (1903).
Член МОЛХ (с 1886), ТПХВ (с 1888), член-учредитель объединения «36 художников» (1901–02), СРХ (1903–23), действительный член Московского археологического общества (1906), председатель Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе (с 1918); член ОХР (1930).
Образование: духовная семинария в Вятке (1866–72); уроки живописи у М.Ф. Андриолли (1871–72); в Петербурге под руководством брата готовился к поступлению в АХ, пользовался консультациями П.П. Чистякова (1872–75). В начале 1880-х сблизился с членами Абрамцевского кружка, пользовался советами И.Е. Репина, В.Д. Поленова; участвовал в рисовальных вечерах Репина.
Основные произведения: пейзажи «Серый денёк» (1883), «Родина» (1886), «Днепр перед бурей» (1888), «Весенняя тишь» (1890) и др. Наиболее значительные произведения – эпические пейзажи: «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Горное озеро. Урал» (1892), «Сибирь» (1894), «Кама» (1895), «Северный край. Сибирская река» (1899), «Озеро» (1902). С 1890 – основная тема – исторические пейзажи Москвы, среди них – «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII в.» (1900), «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII в.» (1901), «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII в.» (1915) и др. Исполнял эскизы для театров: Московская частная русская опера, Мариинский театр в Петербурге, Оперный театр С.И. Зимина в Москве (1885–1912). Рисовал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. (1880–86). Среди его произведений советского периода: «Московский Кремль при Иване III. Начало XVI века», «Основание Москвы. Постройка первых деревянных стен Кремля в 1156 г.», «Семиверхая башня» и др. (все 1918–21), серии пейзажей (1920-е) – «Санаторий “Высокие горы” на реке Яузе», «Уголки Москвы», «Симонов монастырь» и др.; а также «Сумрачный день» (1919), «Шум старого парка» (1926), «Долина» (1927).
Автор трудов по теории искусства, истории, археологии, архитектуре, а также литературных сочинений (напр., Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М., 1908); работ по истории Москвы.
Педагогическая деятельность: преподаватель в МУЖВЗ (1901–18), в Техникуме кустарной промышленности (1923–30).
Награды: II-я премия МОЛХ (1885), I-я премия ОПХ (1890), большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900), золотая медаль Международной выставки в Мюнхене (1913), золотая медаль Международной выставки в Лионе (1914).
25.7(6.8).1856, с. Рябово Вятской губ. – 23.1.1933, Москва. Жил в Вятке, в Петербурге (1872–75), с. Быстрицы недалеко от Вятки (1875–78), с 1878 в Москве. Брат В.М. Васнецова.
Академик (1900), действительный член Императорской Академии художеств (1903).
Член МОЛХ (с 1886), ТПХВ (с 1888), член-учредитель объединения «36 художников» (1901–02), СРХ (1903–23), действительный член Московского археологического общества (1906), председатель Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе (с 1918); член ОХР (1930).
Образование: духовная семинария в Вятке (1866–72); уроки живописи у М.Ф. Андриолли (1871–72); в Петербурге под руководством брата готовился к поступлению в АХ, пользовался консультациями П.П. Чистякова (1872–75). В начале 1880-х сблизился с членами Абрамцевского кружка, пользовался советами И.Е. Репина, В.Д. Поленова; участвовал в рисовальных вечерах Репина.
Основные произведения: пейзажи «Серый денёк» (1883), «Родина» (1886), «Днепр перед бурей» (1888), «Весенняя тишь» (1890) и др. Наиболее значительные произведения – эпические пейзажи: «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Горное озеро. Урал» (1892), «Сибирь» (1894), «Кама» (1895), «Северный край. Сибирская река» (1899), «Озеро» (1902). С 1890 – основная тема – исторические пейзажи Москвы, среди них – «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII в.» (1900), «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII в.» (1901), «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII в.» (1915) и др. Исполнял эскизы для театров: Московская частная русская опера, Мариинский театр в Петербурге, Оперный театр С.И. Зимина в Москве (1885–1912). Рисовал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. (1880–86). Среди его произведений советского периода: «Московский Кремль при Иване III. Начало XVI века», «Основание Москвы. Постройка первых деревянных стен Кремля в 1156 г.», «Семиверхая башня» и др. (все 1918–21), серии пейзажей (1920-е) – «Санаторий “Высокие горы” на реке Яузе», «Уголки Москвы», «Симонов монастырь» и др.; а также «Сумрачный день» (1919), «Шум старого парка» (1926), «Долина» (1927).
Автор трудов по теории искусства, истории, археологии, архитектуре, а также литературных сочинений (напр., Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М., 1908); работ по истории Москвы.
Педагогическая деятельность: преподаватель в МУЖВЗ (1901–18), в Техникуме кустарной промышленности (1923–30).
Награды: II-я премия МОЛХ (1885), I-я премия ОПХ (1890), большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900), золотая медаль Международной выставки в Мюнхене (1913), золотая медаль Международной выставки в Лионе (1914).
Иллюстрация в тексте: Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон.
версия для печати