АСКНАЗИЙ Исаак Львович (1856-1902)


Живописец
 
16(28).1.1856, Дрисса Витебской губ. – 6(19).12.1902, Москва.
Жил в Петербурге.

Академик (1885).

Учился: АХ, вольнослушатель (1870–79).

Работал за границей (Берлин, Дрезден – занимался у Г. Макарта, Рим), где выполнил произведения «Палач» и «Моисей в пустыне» (1880–83).

Писал картины на библейские темы, жанровые картины и портреты: «Скорбные вести» и «Наступление субботы» (1880-е), «Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его невесты» (ок. 1890), «Родители Моисея» (ок. 1891), «За одолжением» (1892), «Виолончелист» (1897), «С книгой» (1898), «Старик еврей» (1902) и др.



Вероника Богдан, Алексей Шмелькин
 
Академик живописи из Витебской губернии
 
Художник второй половины ХIХ века, отдававший дань как исторической, так и жанровой живописи, Исаак Львович (или Ицык Лейбович) Аскназий родился 16 января 1856 года в г. Дриссе Витебской губернии, в семье купца 2-й гильдии. Семья была религиозной, и, видимо, его отцу стоило тяжелых раздумий решение позволить младшему сыну стать художником. Старший брат Моисей в это время уже начал обучение бухгалтерскому делу в Санкт-Петербурге.

Тем не менее 18 августа 1870 года в Правление Императорской Академии художеств поступает прошение от полоцкого мещанина — купца 2-й гильдии Лейбы Аскназия с просьбой проэкзаменовать его сына Исаака и принять в число вольноприходящих учеников. Найдя выполненный в классах рисунок с гипсовой головы вполне удовлетворительным, Совет Академии разрешает юноше учиться, внося плату за посещение художественных классов в размере 12 рублей 50 копеек каждые полгода. Через два года отец ходатайствует перед конференц-секретарем Академии о том, чтобы, принимая во внимание успешную учебу мальчика, Академия художеств вытребовала свидетельство «об увольнении его из Полоцкого Еврейского Общества»1. Это было необходимо для беспрепятственного проживания в столице. Осенью 1874 года Аскназий перешел в число действительных учеников Академии и перестал платить за свое обучение.

Существовавшая система помесячных дежурств педагогов в художественных классах дала юноше возможность учиться у всех тогдашних ведущих профессоров исторической живописи: А.Т.Маркова, П.М.Шамшина, В.П.Верещагина, К.Б.Венига, а также П.П.Чистякова. Согласно архивным документам, Аскназий проходил академический курс весьма успешно: за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды он был удостоен двух малых серебряных медалей, а в 1877 году — двух больших серебряных наград. В том же году он подал прошение в Совет Академии о допущении к конкурсу на малую золотую медаль.

Тогда же ему и другому ученику — Александру Попову — в здании Академии художеств была предоставлена мастерская, где конкурсанты работали над своими первыми картинами по теме, заданной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом». Исаак Аскназий хорошо справился с ее исполнением, продемонстрировав умение построить композицию, связав фигуры общим действием. Полотно, хранящееся в собрании Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, свидетельствует о стремлении автора как можно лучше овладеть рисунком. Несмотря на то что ему присуща условность, характерная для многих произведений академической школы (более явная в учебных работах), и сухая манера исполнения, в его решении художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи. Это ощущается в колористическом решении картины, сюжет которой позволил Аскназию уделить довольно значительное место пейзажу...

Полный текст в журнале "Наше наследие",№96,2010



Возврат к списку

версия для печати