КОМОВ Илья Олегович
Живописец.
Родился 12 октября 1965 года в Москве. Живёт и работает в Москве и в Тутаеве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2012г.)
Член Союза художников России (1991г.), Московского Союза художников (1991г.), Творческого союза художников России (2009г.)
Образование: Московская центральная художественная школа (1983г.), мастерская А.Н. Суховецкого; Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (1989г.), мастерская народного художника СССР профессора Т.Т. Салахова.
Основные произведения: «Июльский полдень» (1989г., холст, масло, 70х90), «Дожди» (1998г., холст, масло. 60х60), «Портрет Алёны Баевой» (2010г., холст, масло. 120х90), «Портрет дамы с корги» (2018г., холст, масло. 80х120), «Майор бригады жандармеров Фабрис Юссон» (2018г., холст, масло. 120х80), «Незнакомка», (2018г., холст, масло. 130х90), «Волга» (2020г., холст, масло. 60х90), «Золото на голубом» (2020г., холст, масло. 70х100), «Октябрь» (2020г., холст, масло. 70х100), «Осеннее солнце» (2020г., холст, масло. 80х100), «Праздничный день» (2020г., холст, масло. 80х80) и другие.
Произведения представлены в коллекции Государственного музея А.С.Пушкина (Москва), Российского национального музея музыки (Москва), Музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург), Сочинского художественного музея имени Д.Д. Жилинского, Новосибирского государственного художественного музея, Ярославского художественного музея, Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств, Переславский музей-заповедник (Переславль-Залесский), а также в частных собраниях в России, Франции, Индии.
Участник международных, европейских, российских, областных и московских и выставок с 1987 года. Персональные выставки прошли в Серпуховском историко-художественном музее (1997г.), в залах Российской академии художеств (Москва, 1999, 2002, 2015-2016, 2021г.), Центральном Доме художника (Москва, 2003, 2009, 2017гг.), Индийском международном центре (Нью-Дели, 2005-2006гг.), Государственном музее искусства народов Востока (Москва, 2006г.), Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки (Москва, 2011г.), Государственном музее А.С.Пушкина (Москва, 2013, 2015гг.), Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова (Москва, 2015г.), Инновационного культурного центра (Калуга, 2020г.), Художественной галерее им. Н.А. Некрасова (Вятское, 2022г.), Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург, 2024г.), Ярославском художественном музее (2025г.), в Новосибирском государственном художественном музее (2025г.).
Государственные и общественные награды: Лауреат конкурса «Золотая кисть» (1993г.); Премия Московского Союза художников (1997г.); Серебряная медаль Творческого союза художников России (2008г.); Золотая медаль Творческого союза художников России (2015г.); Медаль Московского Союза художников (2015г.).
Награды Российской академии художеств: Диплом РАХ (1999г.), Серебряная медаль РАХ (2007г.).
Иллюстрация в тексте: И.О. Комов на открытии выставки к 90-летию со дня рождения скульптора О.К. Комова (1932-1994) в МВК РАХ. Фото Ивана Новикова-Двинского, пресс-служба РАХ.
«Илья пишет настоящую живопись, живопись прямого действия, он не маскируется умными сюжетами или аллегориями, или игрой в жанры или другими хитростями нашего времени, когда уже и постмодернизм представляется недостаточно хитроумным. У Комова дом и дерево – это дом и дерево, цветок есть цветок, лицо есть лицо. Ни выверта, ни ужимки. Цитаты отсутствуют, глубокомысленных аллюзий мы там не найдем. Пишет то, что видит - в Петербурге в и Южной Франции, в Переславле, на берегах Плещеева озера, в Париже, в Индии, и опять в Питере и Москве. Он пишет виды городов и пригородов, речные берега, горные дали, и вообще то, что можно видеть глазом, а не придумывать головой. Он визуальный тип.
Он почвенник и даже, не побоюсь этого слова, русофил. Он ценит российские основы и фундаменты созерцательного, лирического, но притом и декоративного, "иконного" письма. Наивное завороженное оперирование большими цветовыми массами, которые отражают реальные городские виды, но преображают их в цветовые симфонии чистых и сверкающих тонов палитры - от самых пылающих, оранжевых, до хладнокровно морозных, голубых…»
Фрагмент статьи академика РАХ А.К. Якимовича «Созерцательный, беспокойный, простой и трудный. Живописец Илья Комов» (журнал «Собрание», 2020г.)
«Его яркая, темпераментная и ни на кого не похожая живопись сложилась из нескольких составляющих: уже названная русская живописная школа, дающая классическую выучку, русское средневековое искусство, прежде всего фрески Дионисия и московско-ярославской школы ХVII столетия, и, наконец, возможно главное: европейские и русские художники первой половины ХХ века. Впрочем, была еще одна, домашняя школа: он вырос в семье известных художников, скульптора Олега Комова и архитектора Нины Комовой. Талант действительно часто наследственен, но важна и атмосфера искусства, в которой рождается, растет и учится новый молодой талант.
Его картины – яркие плоскости открытого цвета, как в древней стенописи, которую еще студентом Илья Комов копировал, учась у реставраторов средневековых русских фресок. В его картинах – пейзажах, которые доминируют численно, в натюрмортах, портретах – несмотря на обобщенность формы, условность в передаче фигур и предметов всегда сохраняется натурная узнаваемость видимого и осязаемого мира. При первом взгляде на эти сферические пространства внутри картины, на это перекошенные, как у Лентулова, дома и перекрестья улиц, на яркий до яростности цвет хочется сразу окрестить автора авангардистом. Но не тем, прискучившим и приевшимся, ставшим почти мейнстримом выставок в пустых белых залах галерей и “музеев современного искусства”. Нет, картины Ильи Комова – живые, теплые, пронизанные светом, привлекающие любовью к пространству, предмету, к самому биению жизни. Будь то фасад классического особняка или купола волжского храма, кораблик с туристами под питерским мостом – яркое пятно цвета и много мелких “пятнышек” на нем – или мазки лодок у берега. Живопись Комова обобщает и упрощает форму не холодно и расчетливо, и не от недостатка мастерства. Это тонкая игра со средой и светом, с очерком предмета и его цветом, и она исходит из самих качеств природного и предметного мотива. Комов работает как средневековый мастер, он сам грунтует свои холсты, и их крупнозернистая поверхность уподобляется стене храма, покрытого фреской.
Илья Комов, конечно, тоже из породы русских сезаннистов, то есть исследователь предметного мира. Иногда за яркие краски и их смелые сочетания его причисляют к русским фовистам. Но все-таки цвет и плоскость, сочетание красок для Комова не самодостаточны. Его виды города и деревни, Москвы или Волги – не только буйство красок, это узнаваемые образы, доведенные до визуальной формулы. Да, цвет, экспрессия, интеллектуальная игра с мотивом – это все живопись Комова, в которой есть и плоскость иконного письма, и грубость народной картинки, и “подкубленное” пространство русского сезаннизма. Все эти желтые здания, красные избы, фиолетовые реки, зеленые мосты и лица – и узнаваемы, и оригинальные до неповторимости».
Фрагмент статьи кандидата искусствоведения М.С. Фоминой «Русский экспрессионист, подправленный иконой».
версия для печати