ЦРИМОВ Руслан Наурбиевич
Живописец.
Родился 20 ноября 1952 года в с. Псыгансу Кабардинской АССР. Живет и работает в Нальчике.
Член-корреспондент (2012г.), академик Российской академии художеств (Южное региональное отделение, с 2020г.).
Образование: художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского государственного педагогического института (1975г.), мастерская под руководством В.Н.Стасевича.
Основные живописные произведения: «Смятение» (...г., техника..) , «Ладья» (...г., техника..) , «Солнце» (...г., техника..) , серии «Материнство»(...г., техника..) , «Распятие» (...г., техника..) , «Музыкант»(...г., техника..) , «Женщина»(...г., техника..) , «Адам и Ева»(...г., техника..) , «Цветы»(...г., техника..) , «Древний танец»(...г., техника..) .
Произведения представлены в собраниях Кабардино–Балкарского музея изобразительных искусств, Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока, Московского музея современного искусства, Иорданского королевского музея современного искусства.
Участник республиканских, зональных и международных выставок с 1986 г. Персональные выставки проходили в Москве (1992), Махачкале, Владикавказе, Нальчике, Пятигорске, Майкопе, Сухуме, Ростове на Дону, Москве, Санкт-Петербурге, Таллине, Хельсинки, Берлине, Лондоне, Стамбуле, Аммане ( ...гг.)
Государственные и общественные награды:
Награды Российской академии художеств:
Руслан Цримов – художник ярко выраженного философского направления, глубокий и самобытный мыслитель. Его поиски формы неотделимы от первоначальной идеи, духовного импульса, мнемонического посыла.
В искусстве Цримова много трагичного - как не может быть бесконечно радостным взгляд неравнодушного к миру и людям человека. «Мои существа не счастливы и не несчастны», - говорит художник. Изобразительные поиски тесно смыкаются в его искусстве с изысканиями в области истории, философии, культурологии, филологии и этимологии. Художник отмечает, что в языке адыгов слово «счастье» несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели в русском языке. Так художник постоянно отмечает, что язык, на котором говорит человек, оказывает огромное влияние на его мышление и видение мира.
Творческой личности Руслана Цримова присуще острое ощущение пребывания художника на грани двух миров – зримого и незримого, которые становятся для мастера полноправными источниками образов для его произведений. Художник является своего рода путешественником в двух мирах, принося зрителю дары своего «потустороннего» опыта как сувениры-подсказки истинного бытия.
Цримов мыслит цветом и линией. Его колористические декларации отчетливы как лазурь небес или переменчивые цвета моря. Цветовидение художника обращает зрителя к абсолюту чистоты, задуманного Создателем при сотворении. Эмоциональная составляющая образов неизменно подчиняет себе формальные решения, наполняя их звучанием похожим на то, что древние называли «музыкой сфер».
«Феномен Цримова» - появление самобытного мастера абстрактного искусства в глубоко укорененном национальном контексте. Вместе с тем, сам художник считает, что понятие «национальная живопись» не вполне корректно. «Сколько солнца выпил художник - проявляется в его работах», - напоминает мастер.
Что же касается прихода художника к абстракции, то именно на ней зиждется народное исконное творчество. В данном случае абстракция является своего рода возвращением к истокам на очередном этапе развития художественной формы, открывающим новый цикл в эволюции творческого сознания. Отсюда и присутствие в большинстве работ Цримова знаков, символов как основы образного строя многих его произведений.
Искусство Руслана Цримова проникнуто движением. Художнику знакомо состояние необходимого перехода к новому этапу, когда все актуальное будто теряет свою значимость, навсегда оставаясь в прошлом. Это и является признаком эволюции, которая неизменно должна присутствовать в течение жизни человека, без которого его дальнейший рост будет невозможен, где кризис является началом нового. «Движение по кругу не для художника, - говорит мастер, - нужно уметь освобождаться от накопленного».
Утраченное единство духа и материи – основная тема произведений Руслана Цримова. Серия «Материнство» демонстрирует метаморфозы извечного и традиционного образа матери с младенцем, будто прохождение сигнала через пласты времени, своего рода звуковые, пространственные, цветовые аберрации. Несмотря на причудливые изменения, основа остается узнаваемой и считывается сознанием. Таким образом, художник будто сообщает некий код неизменного, который является для зрителя своеобразным ключом к вечности – сферы, которая является началом и концом всего, что нас окружает, включая и самого человека.
Мария Вяжевич, академик Российской академии художеств.
версия для печати