ЛОМОВ Станислав Петрович


ЛОМОВ Станислав Петрович

Живописец, педагог
Родился 30.08.1948 г., село Крупец Беловского района Курской области. Живет и работает в Москве.

Почетный член Российской академии художеств (2011 г.)

Член Творческого союза художников России (секция живописи, 1998 г.);
Почетный работник высшей школы Минобразования Российской Федерации (2001 г.);
Академик Российской академии образования (2007 г.);
Кандидат педагогических наук (1986 г.), доктор педагогических наук (2000 г.), профессор (1998 г.)

Образование: художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1980 г.)

Автор свыше 200 публикаций по проблемам художественного образования и эстетического воспитания: научных монографий, учебников, учебных пособий для школ и вузов. Среди них: монографии «Педагогическая графика» (Москва, 1995), «Почитаемые иконы на Руси» (Москва, 2000), «Колористика» (Москва, 2006), «Основы цветоведения» (Москва, 2006), «Школа, учитель и искусство» (Москва, 2007), «Художественные потребности школьников» (Москва, 2008), «Экология искусства» (Москва, 2008), «Живопись» (Москва, 2008), «Дидактика художественного образования» (Москва, 2010), «Методология художественного творчества (Москва, 2011), «История методов обучения рисованию в школах России» (в соавторстве, Москва, 2018). Учебные пособия «Факультет русского изобразительного искусства» (Москва, 2002), «Особенности графической подготовки студентов в педвузе», «Эстетическое воспитание в школе», «Этнопедагогика и народные промыслы», «Концепция образовательной области искусства в 12-летней школе»; учебники «Русские живописцы XVIII-XIX вв.» (Москва, 1997), «Орнаментальная композиция» (Москва, 1998), «Живопись» (Москва, 1999), «Методика преподавания ИЗО» (2009), линейка учебников по Изобразительному искусству для 1-9 классов и другие.

Автор пейзажей, натюрмортов
выполненных в технике акварели. Среди основных произведений: серии «Храмы России» (2010), «Храмы Суздаля» (2011), «Пейзажи России» (2011), «Соловецкий монастырь» и др.
Участник выставок в России и за рубежом с 1998 г.

Педагогическая деятельность: педагог изо-отделения ДШИ №2 (Москва, 1981-1982 гг.), учитель рисования школы №764 (Москва, 1982-1983 гг.), инспектор вузов Министерства просвещения СССР (1983-1987 гг.), старший преподаватель художественно-графического факультета (1987-1989 гг.), доцент (1989-1992 гг.) Московского педагогического государственного университета (МПГУ), заведующий кафедрой живописи (1992-1994 гг.), декан факультета изо, профессор (1994 -2003 гг.), проректор, зав. кафедрой живописи (2003-2006 гг.) Московского государственного областного университета (МГОУ), возглавлял работу по созданию в МГОУ факультета изобразительного искусства и народных ремесел, ректор Педагогической академии последипломного образования (2006-2009 гг.), академик-секретарь Российской академии образования (с 2009 г.). Под его руководством защитили кандидатские диссертации свыше 30 человек, 19 воспитанников стали членами Творческого союза художников России, 9 из них получили международные грамоты и дипломы.

Общественная деятельность: заместитель председателя Научно-методического совета по художественно-графическим дисциплинам (с 1990 г.); член Международной ассоциации школ «Юнеско» (с 1991 г.); председатель секции ИЗО и черчения Федерального экспертного совета Минобразования РФ (1995- 2004 гг.).

Награды:
Почетная грамота Минобразования Московской области (2000 г.), серебряная медаль Творческого Союза художников России (2003 г.), золотая медаль Творческого Союза художников России (2006 г.), Благодарность Российской академии образования (2001 г.); Благодарность Министерства образования РФ за руководство ВНИК по разработке Концепции образовательной области «Искусство» для 12- летней школы (2000-2002 гг.), Почетный знак города Вальцхайма (Германия, 2002 г.); Знак губернатора Московской области «Благодарю» (2008 г.)
Награды РАХ: медаль «Достойному», (1999 г.); диплом (2003 г.).

Иллюстрация в тексте: С.П.Ломов на вручении регалий почетного члена РАХ 19 июля 2011 года. Фото пресс-службы РАХ.


Станислав Ломов - один из блестящих представителей своего поколения, наследник великих традиций русской реалистической художественной школы. В его творчестве удивительно сопрягаются редкая чувственность и восприимчивость отношения к окружающему нас миру. В живописных и графических произведениях Станислава Ломова ощущается уникальная аура личностного, безусловно, знакомого нам визуального ощущения и представления о том, что как бы давно знакомо. Однако, внешняя зависимость от натуры предопределяется в его работах не осязательной узнаваемостью отдельного мотива или сюжета, а эмоциональной доминантой чувственного восприятия многоликой и неуловимой, всегда загадочной красоты природы, являющейся частицей космического мироздания.
Станислав Ломов - тихий романтик, который не посягает и не претендует на некие лавры своих великих предшественников. Он скромен, и вместе с тем, амбициозен, поскольку и творческий опыт, и неординарные природные данные, блестящее профессиональное образование позволяют ему быть в центре современного художественного процесса. Возможно, Станислав Ломов в своих акварельных сюитах и мотивах напомнит нам о приемах и манере письма его предшественников недавнего времени, таких как Алексей Шмаринов, Захар Рудаков, Владимир Ветрогонский, Дмитрий Надежин... Вместе с тем он, продолжая традиции русской акварельной живописи, является носителем духовной содержательности отечественной художественной культуры, профессионального мастерства и нравственной чистоты.
Станислав Ломов отдает предпочтение пейзажу, в котором его творческое призвание, на наш взгляд, раскрывается наиболее ярко и самобытно. Глядя на его удивительно чувственные, отмеченные особым настроением, состоянием души автора акварели, проникаешься и поддаешься соблазну видеть окружающий мир его глазами.
Отношения пространства и воздуха, света и тени в работах Станислава Ломова рождают неповторимую атмосферу непритязательной красоты и гармонии узнаваемого и одновременно бесконечно меняющегося облика живой природы. Он тонкий колорист, обладающий редким ощущением живописной интонации, определяющий камертоны эмоционального звучания каждого запечатленного вдохновенной кистью мотива. Будучи последовательным, убежденным преемником реалистических традиций отечественного изобразительного искусства, Станислав Ломов был и остается тихим романтиком. Удивляясь и восторгаясь неприметной красотой русской природы, сакральной притягательностью и очарованием архитектурного ее убранства, он входит в этот мир подобно иноку с трепетной надеждой и верой. Независимый от конкретной ситуации, отношения к реальному изобразительному мотиву, Ломов не просто профессионально, не задумываясь о том, как написать, воспроизвести открывшееся взору пространство, а, возможно, интуитивно следуя некой духовной окрыленности, создает полноценный художественный образ, зримый и воображаемый одновременно.
Он проницателен, поскольку верит в божественную, непознаваемую силу искусства, он последователен в своей верности натуре; в его работах при всей достоверности изображения реальность обладает неопределенной загадочностью. Акварели Ломова несут в себе отражение не столько запечатленного им, сколько то, быть может, о чем он и сам не подозревал. Казалось бы, акварель - живопись «алла прима», сразу, без ошибок и повторов, помарок и прегрешений. Не обладая ремеслом и вдохновением, чувством пространства и времени, плоскости и перспективы, музыкальными, колористическими контрапунктами, очевидно, невозможно на одном дыхании выразить свое восприятие и отношение к тому, где зримое и воображаемое взаимодействуют независимо от нашей воли.
Станислав Ломов, несмотря на заслуги и регалии, по праву ему принадлежащие, будучи публичной личностью, в душе и в творчестве принадлежит только себе и тем, кто в него верит. Это и есть парадоксальная неизбежность, определяющая романтическую сущность души общественной персоны.
Александр Рожин, искусствовед, академик РАХ



Возврат к списку

версия для печати