ФИНОГЕНОВА Млада Константиновна
Живописец.
Родилась 16 января 1941 года в Москве. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение живописи, 2011г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1999г.)
Член Союза художников СССР (1969г.), России (с 2009г.)
Образование: МГАХИ им. В.И.Сурикова (1965г.), руководитель творческой мастерской: Народный художник CCCР, профессор Е. А. Кибрик.
Основные произведения: «Голубая весна» (1995, х.,м., 80х100), «Храм Христа Спасителя» (1988, х.,м.80х100), «Сухарева Башня» (1991, х.,м. 80х70), «Бирюзовый интерьер» (1995, х.,м.70х80), «Осенний интерьер» (2000, х.,м.60х90), «Праздник в доме» (2001, х.,м.50х60), «Солнце в доме» (2001,х.,м.50х70), «Зимние праздники» (2003, х.,м.70х90), «Весна Ксюша» (2007, х.,м.80х100), «Сирень цветёт» (2006, х.,м.90х100), «Майский ветер» («Автопортрет», 2008, х.,м.80х120), «Первый снег. Яблоки» (2009, х.,м.90х100), «Яблоки на снегу» (2010, х.,м.90х120), «Счастливая юность» (2010, х.,м.100х100), «В Борисоглебской мастерской» (2011, х.,м.90х100), «Белые ночи в Борисоглебе» (2012, х.,м.90х90), «Лето 2013 года в Борисоглебе» (2013, х.,м.80х100).
Постоянный участник московских, республиканских, всероссийских и зарубежных профессиональных художественных выставок с 1985 года.
Произведения находятся в собраниях Союза художников СССР, Министерства культуры РСФСР и СССР, музеев, галерей России и за рубежом, а также в частных коллекциях.
Награды ведомственные и другие: премия и диплом ЦК ВЛКСМ за серию работ «Москва спортивная» Всесоюзная молодёжная выставка,1972 ), 2-ая премия и диплом ЦК ВЛКСМ за серию работ «Подмосковье» (Всесоюзная молодёжная выставка, 1975) , диплом Правительства Москвы, 2000), диплом Комитета по культуре «Золотая кисть 2000», диплом и медаль РАХ «Шувалов» (2010), диплом Ярославского Союза художников России (2010), диплом и медаль МСХ «За заслуги и развитие изобразительного искусства»(2011), диплом Государственного выставочного зала «Замоскворечье» (2011), диплом и медаль МСХ им. Н.П.Крымова (2013).
«Интерьер и Пейзаж»
Творчество М.К. Финогеновой иногда трудно разделить на интерьер и пейзаж. Казалось бы, интимность интерьера вдруг выносится в открытый пейзаж, а задушевность чисто русского пейзажа возвращается в интерьер.
Такое ощущение строится на двух факторах. Перспектива не упирается в далевые просторы за террасой или окном, а сливается благодаря ближнему и дальнему плану, интерпретированным как единое целостное пространство. Второе, не менее важное обстоятельство - это эмоциональное состояние, чувство соприродности человеческого обитания и развернутых перспектив. Это главным образом индивидуализированное, задушевное восприятие дома и природы, возникающее благодаря сгармонированному тоном цветовому разнообразию. Цвет никогда не бывает пёстрым, он не разрывает поверхность холста. Интимное тональное звучание цвета входит в образ спокойной, гармоничной жизни обитателей сюжетного действия.
Говорят, что покой нам только снится, но в работах М.К. Финогеновой он возникает как явь, не обременённая тревогами времени. Нельзя сказать, что спокойствие души, противопоставлено кипучей цивилизации. Этого не видно. Цивилизация расположилась где-то там за горизонтом, а здесь устоявшееся веками бытие, не подверженное грохоту модернизации. Жизнь провинции и города существуют на параллелях. И, слава Богу, что одно не мешает другому. Эта скромная философия жизни очень чувствительна. Её образ поистине красив и для нашей эпохи феноменален, как воспоминание о прекрасном прошлом, вовсе не исчезающем с поверхности нашей жизни. И в этом также таится особенность творчества художника. В какой-то мере в работах Финогеновой прочитывается изображённое прекрасное бытие. Но это только " в какой-то мере". В действительности это не придуманное, а созданное из реальности гармоничное благо, которое в жизни искусства явление не редкое, но постоянно пульсирующее. В наш тревожный век сохранение этого жизненного позитива совершенно необходимо, как фактор цветущей жизни, а не её увядание, как принято считать модернистами без признаков понятия.
Картины М.К.Финогеновой отмечены высоким вкусом. Каждая деталь интерьера оказывается на своём месте. В композиции - ничего лишнего. Здесь чувствуется не принудительный отбор деталей, а только то, что в совокупности представляется художественным достоянием. Яркий, но угомонённый тоном, цвет звучит спокойной мелодией, где нет контрастов и лишних звучаний, приводящих к дисгармонии. Это качество, пожалуй, является основой созерцательного настроения, его лейтмотивом.
Манин Виталий Серафимович - заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ доктор искусствоведения, профессор.
«Мир живописи», газета МТЖ №3-4; «Интерьер и пейзаж»; 2012г.
версия для печати