ФИНОГЕНОВА Млада Константиновна (1941-2025)
Живописец, график.
16.01.1941г., Москва - 04.10.2025г. Жила и работала в Москве.
Член-корреспондент (2011г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2022г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1999г.)
Член Союза художников СССР (1969г.), России (с 2009г.)
Образование: Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (1965г.), руководитель творческой мастерской народный художник CCCР, профессор Е.А. Кибрик.
Основные произведения. Графика: серии «Опытный завод» (1963г., бумага, цветная литография), «Москва спортивная» (1960-1970-е гг.), «Подмосковье» (1970-е гг., картон, темпера), «Ростов Великий - слава русского зодчества» (1980г., бумага, карандаш). Живопись: «Храм Христа Спасителя» (1988г., холст, масло, 80х100), «Сухарева Башня» (1991г., холст, масло, 80х70), «Голубая весна» (1995г., холст, масло, , 80х100), «Бирюзовый интерьер» (1995г., холст, масло, 70х80), «Осенний интерьер» (2000г., холст, масло, 60х90), «Праздник в доме» (2001г., холст, масло, 50х60), «Солнце в доме» (2001г., холст, масло, 50х70), «Зимние праздники» (2003г., холст, масло, 70х90), «Сирень цветёт» (2006г., холст, масло, 90х100), «Весна Ксюша» (2007г., холст, масло, 80х100), «Майский ветер» («Автопортрет», 2008г., холст, масло, 80х120), «Первый снег. Яблоки» (2009г., холст, масло, 90х100), «Яблоки на снегу» (2010г., холст, масло, 90х120), «Счастливая юность» (2010г., холст, масло, 100х100), «В Борисоглебской мастерской» (2011г., холст, масло, 90х100), «Белые ночи в Борисоглебе» (2012г., холст, масло, 90х90), «Лето 2013 года в Борисоглебе» (2013г., холст, масло, 80х100).
Постоянный участник московских, республиканских, всероссийских и зарубежных профессиональных художественных выставок с 1972 года. Персональные выставки: ...
Произведения находятся в собраниях Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево», Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых и других отечественных государственных музеев, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Государственные и общественные награды: премия и диплом ЦК ВЛКСМ за серию работ «Москва спортивная» (Всесоюзная молодёжная выставка,1972г.), 2-ая премия и диплом ЦК ВЛКСМ за серию работ «Подмосковье» (Всесоюзная молодёжная выставка, 1975г.), диплом Правительства Москвы (2000г.), диплом Комитета по культуре «Золотая кисть 2000», диплом Ярославского отделения Союза художников России (2010г.), диплом и медаль МСХ «За заслуги и развитие изобразительного искусства» (2011г.), диплом Государственного выставочного зала «Замоскворечье» (2011г.), диплом и медаль МСХ им. Н.П.Крымова (2013г.).
Награды РАХ: медаль «Достойному» (2010г.), Золотая медаль «Достойному» (2019г.), «За заслуги перед Академией» (2021г.).
Творчество М.К. Финогеновой иногда трудно разделить на интерьер и пейзаж. Казалось бы, интимность интерьера вдруг выносится в открытый пейзаж, а задушевность чисто русского пейзажа возвращается в интерьер.
Такое ощущение строится на двух факторах. Перспектива не упирается в далевые просторы за террасой или окном, а сливается благодаря ближнему и дальнему плану, интерпретированным как единое целостное пространство. Второе, не менее важное обстоятельство - это эмоциональное состояние, чувство соприродности человеческого обитания и развернутых перспектив. Это главным образом индивидуализированное, задушевное восприятие дома и природы, возникающее благодаря сгармонированному тоном цветовому разнообразию. Цвет никогда не бывает пёстрым, он не разрывает поверхность холста. Интимное тональное звучание цвета входит в образ спокойной, гармоничной жизни обитателей сюжетного действия.
Говорят, что покой нам только снится, но в работах М.К. Финогеновой он возникает как явь, не обременённая тревогами времени. Нельзя сказать, что спокойствие души, противопоставлено кипучей цивилизации. Этого не видно. Цивилизация расположилась где-то там за горизонтом, а здесь устоявшееся веками бытие, не подверженное грохоту модернизации. Жизнь провинции и города существуют на параллелях. И, слава Богу, что одно не мешает другому. Эта скромная философия жизни очень чувствительна. Её образ поистине красив и для нашей эпохи феноменален, как воспоминание о прекрасном прошлом, вовсе не исчезающем с поверхности нашей жизни. И в этом также таится особенность творчества художника. В какой-то мере в работах Финогеновой прочитывается изображённое прекрасное бытие. Но это только " в какой-то мере". В действительности это не придуманное, а созданное из реальности гармоничное благо, которое в жизни искусства явление не редкое, но постоянно пульсирующее. В наш тревожный век сохранение этого жизненного позитива совершенно необходимо, как фактор цветущей жизни, а не её увядание, как принято считать модернистами без признаков понятия.
Картины М.К.Финогеновой отмечены высоким вкусом. Каждая деталь интерьера оказывается на своём месте. В композиции - ничего лишнего. Здесь чувствуется не принудительный отбор деталей, а только то, что в совокупности представляется художественным достоянием. Яркий, но угомонённый тоном, цвет звучит спокойной мелодией, где нет контрастов и лишних звучаний, приводящих к дисгармонии. Это качество, пожалуй, является основой созерцательного настроения, его лейтмотивом.
Из статьи «Интерьер и пейзаж» заслуженного деятеля искусств РФ, член-корреспондент РАХ, доктора искусствоведения, профессора В.С. Манина.
Иллюстрация в тексте: портрет М.К. Финогеновой, 2023 год. Фото Виктора Берёзкина, пресс-служба РАХ.
версия для печати